Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг сайтов здравоохранения: пациент ждет ответов на вопросы - РИА Новости, 19.02.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Рейтинг сайтов здравоохранения: пациент ждет ответов на вопросы

© Fotolia / SakalaМужчина работает за компьютером
Мужчина работает за компьютером
Благодаря модернизации в здравоохранении в последние годы многие российские поликлиники и больницы были оснащены самым современным оборудованием, появились новые возможности для диагностики и лечения. Однако сохраняется старая проблема: граждане не знают, где и как они могут получить доступную и качественную медицинскую помощь.

Благодаря модернизации в здравоохранении в последние годы многие российские поликлиники и больницы были оснащены самым современным оборудованием, появились новые возможности для диагностики и лечения. Однако сохраняется старая проблема: граждане не знают, где и как они могут получить доступную и качественную медицинскую помощь. Как показывает Рейтинг прозрачности сайтов региональных органов управления здравоохранением, подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», уровень информационной открытости в здравоохранении вырос по сравнению с 2011 годом, но все еще остается явно недостаточным.

Антон Вячеславович, человек весьма преклонных лет, поскользнулся на зимнем тротуаре. Результат неутешительный: перелом шейки бедра. Дочь пенсионера отказалась от госпитализации туда, куда ее с отцом доставила «скорая»: репутация этой больницы в городе невысока, а Антон Вячеславович наблюдается в другой клинике, специализированной. На следующий день выяснилось: в той клинике его действительно могут прооперировать, но только через два месяца — очередь из «бесплатных» пациентов велика.

«Что нам теперь делать?— недоумевает дочь пенсионера, Алла Антоновна. — Подписывая отказ от госпитализации, я и предположить такого не могла. Отцу 81 год, он кричит от боли по ночам, появились пролежни, давление зашкаливает, вся семья не спит уже много дней. Я боюсь, что он не доживет до операции. Но к кому обратиться? Я же сама виновата, подписала документ».

По словам руководителя общественной организации «За здоровье людей» Василия Абольсина, в этой и других подобных ситуациях людям приходится просто врать: заявлять при повторном вызове «скорой помощи», будто состояние пациента резко ухудшилось, даже если на самом деле это не так. Может и должна помочь и страховая компания, выдавшая полис ОМС, но об этом мало кто знает. «Куда только люди не обращаются в сложных случаях: в Роспотребнадзор, в какие-то экспертные службы, пишут письма лично президенту, — говорит Абольсин. — Между тем обращаться надо в региональный орган управления здравоохранением: министерство, департамент, управление — они по-разному называются. Вся нужная информация должна быть на его сайте. По закону, главная их задача — обеспечить качество и доступность медицинской помощи. А какая же тут доступность, если людям вообще даже неизвестно, куда обратиться с тем или иным заболеванием?»

Светлане Кудрявцевой и Олегу Шлепневу из Лукояновского района Нижегородской области обращаться к детским врачам приходится часто: несколько приемных детей в их семье страдают тяжелейшими заболеваниями. «Мы готовы к моральным и материальным трудностям, которые приходится испытывать родителям с „особыми“ детьми, — говорит Светлана. — Но мы оказались в плену у отсутствия информации. Мы не понимаем, где и как лечить, например, нашего Диму. В разных медицинских документах у него формулировка диагноза различается, каждый год его оперируют, вставляют в ноги штыри и пластины, но никакого результата не видно, мальчику тяжело ходить, он почти не растет, полжизни проводит то в гипсе, то на костылях. А мы даже не знаем, где и как поставить правильный диагноз и что делать».

Как сообщила РИА Новости директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, полную информацию о видах доступных медицинских услуг, о вариантах лечения и о предоставлении квот на высокотехнологичную медицинскую помощь эта семья должна получить на сайте регионального Министерства здравоохранения. Должна быть там возможность с помощью «обратной связи» узнать, где уточнить диагноз и как получить такое лечение, которое облегчит состояние ребенка. Но на сайте Министерства здравоохранения Нижегородской области (точнее, на его странице на общем сайте правительства региона) семье ничего подобного найти не удалось.

В райцентре, где живут Шлепневы-Кудрявцевы, есть только детская консультация с работающим там педиатром, так что к врачам-специалистам приходится ездить за двести километров в областную поликлинику. Люди приезжают со всей области рано утром, а через два часа стояния в очереди, бывает, с огорчением узнают, что либо придется ждать приема до обеда, либо талоны кончились и придется приезжать в другой день, затратив 1000–2000 рублей. Одному ребенку дают талон к неврологу на 8:45, другому, из той же семьи, на 13:00 или даже позже. «У меня пятеро детей, нуждающихся в постоянных консультациях врачей, — рассказывает Светлана Кудрявцева. — Из-за того, что талоны на исследования и на прием дают на разное время, нам в областной поликлинике приходится проводить целый день, а когда результаты наконец на руках, уже заканчивается время работы самого важного для нас врача — невролога, и мы не можем получить ни направление на обследование, ни подпись для получения квоты. Нам, правда, предлагают переночевать при поликлинике, но это невозможно: дома другие малыши. Многие диагностические и лечебные процедуры в Москве мы оплачиваем детям за свой счет: это быстрее и обходится дешевле, чем поездки в Нижний для оформления квот и льгот. Почему нельзя заранее записываться на прием через интернет, еще из дома?»

И Светлана, и другие родители отмечают, что если бы они знали, в каких других медицинских учреждениях можно, хотя бы за деньги, пройти на требуемого уровня оборудовании УЗИ, ЭЭГ, РЭГ и многие другие обследования и процедуры, на которые в очереди за талонами они проводят по полдня, то они воспользовались бы этим. Как показывает исследование, по результатам которого РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» был составлен Рейтинг прозрачности сайтов региональных органов управления здравоохранением, на сайтах практически всех регионов есть контактные данные медицинских учреждений, подведомственных региональному органу управления здравоохранением, но узнать, в каком именно из них работает нужный специалист или проводятся необходимые исследования, по-прежнему возможно не всегда. Далеко не на всех сайтах региональных органов управления здравоохранением можно найти информацию об обязательном минимуме лекарственных средств, перечень медицинских организаций, в которых можно приобрести льготные лекарства, информацию о порядке предоставления лекарств льготникам (как и то, кому полагаются льготы).

«Результаты исследования показывают, что общий уровень — индекс информационной прозрачности органов управления здравоохранением — вырос в среднем на 7% по сравнению с 2011 годом, — отмечает редактор-продюсер по направлению „Здоровье“ Центра социальных рейтингов РИА Новости Людмила Кочеткова. — Увеличилось количество органов здравоохранения, имеющих собственные сайты (а не просто страницы на официальном сайте регионального правительства) — оно теперь составляет 84 процента». Наименее доступна населению, по словам эксперта, информация аналитическая и сведения о лекарственном обеспечении граждан. Зачастую вместо конкретных объяснений, кому и какие лекарства полагаются, на сайтах представлены ссылки на законы, в которых неподготовленному гражданину разобраться непросто. По сравнению с прошлым годом, как отмечает Кочеткова, уменьшилось количество работающих форумов; на многих сайтах в разделе контактной информации указаны недействительные электронные адреса.

«Обратная связь — ключевой момент, — считает исполнительный директор Независимого института социальных инноваций Светлана Гончаренко. — Можно указать фамилии и телефоны министра и всех его замов, но не обеспечить правильную работу виртуальной приемной». По ее словам, мало указать электронный адрес — нужно обеспечить контакт: дать возможность прикрепить любые документы, отправить сообщение, что вопрос принят и электронное письмо не ушло в «черную дыру». Для информации на сайте важен не столько ее объем, сколько то, как она структурирована для конкретных потребителей: что нужно пациенту, что врачу, а что чиновнику из соседнего ведомства: «Пациент ждет ответов на вопросы: что я могу получить бесплатно, как и где? За что я обязан платить? Какую помощь я могу получить, находясь в регионе не по месту жительства или не по месту страхования? Как я могу сделать дорогостоящую операцию? Какие у меня льготы? Кому я могу задать вопрос? У нас же чаще всего так: всего разместили закон или постановление — и все, вопрос закрыли». По мнению Гончаренко, прочитать все документы, разобраться в юридических тонкостях под силу не всем, так что для населения на сайте должны быть простые «дорожные карты»: шаг первый, второй, третий.

Информационно-просветительская роль и система обратной связи — вот две основные функции сайта, — считает Лариса Попович. — Но для сайта органа здравоохранения желательна еще одна: система управления здоровьем, позволяющая пациенту осуществлять самодиагностику и мониторинг своего состояния. Такие опросники — если они хорошо сделаны — нацеливают человека на конкретного врача и позволяют сэкономить время на бесполезные визиты к терапевтам общего профиля». На сайтах российских органов управления здравоохранением пока что, по словам Попович, мало таких и других необходимых гражданам инструментов, однако рейтинг сайтов послужит стимулом к их развитию для информирования людей и стимулирования к активным действиям для своего здоровья.

Как отметил заместитель руководителя департамента информационных технологий г. Москвы Владимир Макаров, одной из приоритетных задач программы модернизации здравоохранения было обеспечение более полного, открытого представительства медучреждений и органов управления здравоохранением в интернете. «Задача сложная, ведь здравоохранение очень консервативная отрасль, — считает эксперт. — Там консервативные правила и порядки, оно не всегда открыто к инновациям. К тому же сайт-то создать недолго, сложнее выстроить систему управления контентом. Открываешь сайт — а там в разделе „Новости“ последняя публикация трехлетней давности». С осознанием важности этой проблемы появятся и профессионалы, которые будут взаимодействовать с населением через интернет, считает Макаров.

«Открытость вообще сейчас выходит в тренд во всем мире, — утверждает руководитель Фонда свободы и информации, санкт-петербургский адвокат Иван Павлов. — Во многом причина этого — интернет как альтернативный источник информации». В Великобритании, по его словам, прозрачность в системе здравоохранения, доступность статистики о смертности в госпиталях позволила почти вдвое снизить количество летальных исходов во время операций на сердце: больницы начали конкурировать, улучшать качество своих услуг. «Наши же чиновники считают: „если я открою информацию о себе, меня будут заставлять работать эффективнее, а больше работать я не хочу и эффективнее не умею“. Вот почему власть сопротивляется информационной открытости», — говорит эксперт.

Методика рейтингования

Основные результаты (PDF)

Рейтинг сайтов (полная версия, PDF)

Данные рейтинга сайтов региональных органов управления здравоохранением по первому блоку: Наличие сайта (PDF)

Данные рейтинга сайтов региональных органов управления здравоохранением по третьему блоку: Наличие аналитической информации (PDF)

Данные рейтинга сайтов региональных органов управления здравоохранением по второму блоку: Наличие контактной информации (PDF)

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала