Рейтинг@Mail.ru
Аникеев: найти единые критерии успешности для всех школ очень трудно - РИА Новости, 16.01.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Аникеев: найти единые критерии успешности для всех школ очень трудно

© РИА Новости / Игорь Зарембо | Перейти в медиабанкКомпьютерное образование учащихся в Калининградской области
Компьютерное образование учащихся в Калининградской области
Критерии, призванные оценивать качество образования, одинаковы для всех школ, вне зависимости от их задач и условий, в которых они работают. О необходимости учитывать специфику образовательного учреждения рассказал директор средней общеобразовательной школы, большинство учеников которой - дети из приемных семей, Максим Аникеев.

Критерии, призванные оценивать качество образования, одинаковы для всех школ, вне зависимости от их задач и условий, в которых они работают. О необходимости учитывать специфику образовательного учреждения и о том, как выбрать подходящую школу для каждого ребенка в отдельности, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой директор Китежской средней общеобразовательной школы, большинство учеников которой — дети из приемных семей, в свое время оставшиеся без попечения родителей, обладатель диплома победителя II степени Всероссийского конкурса «Директор школы-2011» Максим Аникеев.

- Максим Владимирович, можно ли и нужно ли сравнивать школы между собой?

— С одной стороны, это необходимо: управленцам — для решения административных вопросов, учителям — для профессионального развития, ученикам и родителям — для сознательного выбора. С другой — всё зависит от того, по каким показателям вести сравнение, что ставить во главу угла. Сейчас формируется Всероссийская ассоциация директоров школ как экспертное сообщество при Министерстве образования, и как активный участник этого сообщества могу сказать: существующая критериальная база такова, что за ней и ученика-то не видно. Только «средняя температура по палате».

- Какими же должны быть эти критерии?

— Есть два подхода. Первый — технологический, по результатам исследований качества. Он претендует на объективность, но на самом деле тяжело найти единые критерии успешности для всех школ: малокомплектных, сельских, городских, общеобразовательных, лицеев, гимназий, школ при университетах и так далее. Этот подход достался нам с советских времен, от поточно-производственой системы образования. Человека мы при этом теряем. И еще есть такая проблема в современной школе: ориентация исключительно на успешных учеников, тех, у кого лучшие результаты. А как же средние? И где отстающие? Мы их выкидываем из оценочного поля как неконкурентоспособных?

Второй подход — как в Финляндии: у каждой школы своя история, свои ценности, которые она несет миру, свои образовательные достижения, и никто не мерит всех общим мерилом. Естественно, для всех существует образовательный стандарт, но каким путем идти к его выполнению — это индивидуально.

- В этом случае внешняя оценка вообще невозможна?

— Возможна, только она должна быть другой. В ней должно участвовать то сообщество, в котором функционирует школа. Это может быть действующий попечительский совет, с реальными людьми, которые знают, что происходит в школе. Это могут быть приглашенные в качестве консультантов внешние специалисты, которые ведут школу на протяжении многих лет: профессионалы в образовании, психологи или семейные консультанты. Их оценка будет не балльной, не критериальной, а содержательной: «Посмотрите: в таком-то классе и в такой-то параллели ученики себя не очень хорошо чувствуют»; «В столовой тяжело найти собственное место и почувствовать себя в безопасности»; «Не очень хорошо выстроены отношения между старшим и младшим коллективом». Такие рекомендации намного эффективнее, чем оценка по десяткам критериев, введенных для всех школ страны или региона. Лучше ориентироваться не на результаты, качество, успехи, отчеты, на «мы должны быть первые», «победить в соревновании», «сделать учеников конкурентоспособными», а постараться увидеть человека в каждом ученике и сделать так, чтобы ему было комфортно, а уже потом он будет стремиться к формальным результатам. Я за этот подход — за своеобразие каждой школы.

- В чем заключается именно ваше своеобразие?

— У большинства наших учеников за плечами опыт жизни в детском доме. Китеж — это поселок, построенный приемными родителями, и школа, где они сами же и преподают. Так что для нас образовательный процесс — это прежде всего мощный рычаг, стимул для развития личности. Мы постарались, чтобы школьная среда была приближена к модели семейного образования. В домах, построенных для приемных семей, оборудованы классы. Ученик приходит не в казенное здание, а в дом к соседям — и преодолевает страх перед учителем, может пообщаться неформально: попить чаю, поговорить на перемене, почувствовать себя комфортно. Дело в том, что у детей из сиротских учреждений четкие ассоциации: школа — это мрачное заведение с серыми стенами, где у них внутренний ярлык «я неуспешен», а отношения с учителями — опасны. В нашей человечной атмосфере у них восстанавливается познавательный интерес к миру, к людям, к событиям — и уже после этого они начинают овладевать учебными умениями и навыками, действиями и, как сейчас говорят, компетенциями. Все это направлено на то, чтобы ребенок умел совершать выбор: принимать осознанные решения, которые помогли бы ему в жизни. Это выбор профессии, своей позиции в профессии, выбор учебного учреждения, выбор друзей. Мы учим совершать его в классе, на уроке, в любых занятиях: что мне нужно сделать, чего я хочу, как мне это достичь, что у меня не получается, откуда разрыв между желаемым и результатом? Это для всех важно, но для наших детей в особенности, ведь они привыкли, что за них всё выбирает государство и «государевы люди».

- Это так непохоже на многие школы…

— Да, в российском образовании конкурируют две мощные тенденции. Первая — к унификации, к соответствию правилам и стандартам, в том числе программам, расписаниям, СанПиНам, требованиям Пожнадзора, к устранению любых отличий, но при этом обеспечению надлежащего уровня во всем. Вторая — авторские школы, с определенным направлением, своими традициями, своей историей. Государству, органам управления образованием они интересны, потому что их опыт можно изучать, использовать их как ресурсную базу. Так вот: проблемы возникают как раз на стыке этих двух тенденций: между уникальностью и необходимостью соответствовать стандартам. С одной стороны, стандарты — не только в содержании образования, но и в оснащении школы — необходимы для того, чтобы защищать право каждого ребенка на образование и безопасность. С другой — надо четко понимать, что же является для детей вот этой самой защитой их права на образование, на получение индивидуального подхода к собственным образовательным нуждам.

- Как преодолеть это противоречие?

— Любое своеобразие должно быть обоснованным. Нужно быть максимально открытым: объяснять, что происходит в школе, привлекать общественность, родителей. Писать, рассказывать, приглашать людей, которые могут высказать профессиональное мнение о том, что является успехом и что — неудачей. Тогда мы сможем доказать, что, несмотря на то что у нас многие вещи не похожи на традиционный образовательный процесс, в итоге они приведут к замечательным результатам: например, к тому, что ребенок усвоит английский язык, общаясь с его носителями-волонтерами, сможет выстроить собственную стратегию подготовки к будущей жизни, выбрать профессию. У нас ведь учатся не только дети из приемных семей. В поселке живут семьи приехавших к нам волонтеров, многие с детьми. Кроме того, мы как обычная муниципальная школа приглашаем детей, которые проживают рядом — в соседних поселениях. Так создается то, что теперь принято называть «инклюзивной средой». Дети из разных социальных слоев, с разными социальными историями обучаются вместе, и мы ищем ресурсы, которые могли бы поддерживать каждую из этих групп, каждого ребенка.

- Значит, родители и дети могут выбирать вашу школу. Как понять, подходит ли она ребенку?

— Для ученика начальной школы важно, чтобы она была поближе к дому и чтобы учительница была открытая, эмоционально теплая — это гораздо лучше, чем пусть даже заслуженный учитель, обладатель всех возможных регалий и наград, но уже уставший от детей и только тренирующий их на сдачу тестов и экзаменов. Для более старшего ребенка главное — найти среду, которая была бы для него полезна, дружелюбна и в первую очередь воспринимала его как человека, а уже потом как субъект образовательной деятельности. Чтобы убедиться в этом, можно поспрашивать других родителей, посмотреть в интернете рейтинг школ, поговорить с завучем и директором, понаблюдать, как ведут себя дети с учителями и без них, на каком уровне культуры общаются. Загляните в столовую, в библиотеку, в спортзал, в коридор во время перемены — и примерьте каждую увиденную ситуацию на себя: что бы вы чувствовали, оказавшись в ней? Как в ней себя будет ощущать ваш ребенок? Всё это называется атмосферой школы. И именно она, я думаю, важнее всего.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала