Рейтинг@Mail.ru
Итог международных исследований: школьное образование в РФ улучшается - РИА Новости, 22.02.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Итог международных исследований: школьное образование в РФ улучшается

© ИнфографикаРезультаты международных исследований PIRLS и TIMSS - 2011
Результаты международных исследований PIRLS и TIMSS - 2011
Ученики четвертых классов российских школ занимают второе место в мире по читательской грамотности, четвертое – по естествознанию и десятое – по математике. Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся в мире на шестом месте, а по математике – на седьмом.

Анна Курская, РИА Новости

Ученики четвертых классов российских школ занимают второе место в мире по читательской грамотности, четвертое – по естествознанию и десятое – по математике. Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся в мире на шестом месте, а по математике – на седьмом. Таковы результаты международных исследований PIRLS —2011 и TIMSS-2011, которые стали известны во вторник.

Международные исследования качества чтения и понимания текстов, а также качества математического и естественнонаучного образования среди школьников PIRLS —2011 и TIMSS-2011 (http://timssandpirls.bc.edu/) проводятся примерно в 50 странах мира один раз в несколько лет. На уходящий год выпало подведение итогов очередного исследовательского цикла. Каждый раз оглашение результатов становится событием не только среди специалистов, но и среди всех, кому небезразлична судьба отечественного образования.

Каковы же результаты этого года?

Российские четвероклассники вновь продемонстрировали высшие (2 место из 49) результаты по читательской грамотности. Вновь – потому что на предыдущем исследовании 2006 года Россия занимала первое место. В этот раз нас опередил Гонконг, но очень незначительно.

По естествознанию российские четвероклассники находятся на 4 месте в мире (из 50). Нас обгоняют Республика Корея, Сингапур и Финляндия, на одном уровне с нами – Япония и Тайвань. Восьмиклассники по знанию естественных наук оказались на седьмом месте, уступив перечисленным выше странам. Результаты улучшились за последние несколько лет и у младших, и у более старших.

Исследования по математике принесли российским четвероклассникам 10 место в мире (из 50), их результаты за последние годы практически не изменились. Восьмиклассники добились большего успеха, чем прежде: они заработали 6 место, существенно опередив остальные страны и уступив лишь бесспорным лидерам в математической подготовке — Южной Корее, Сингапуру, Тайваню, Гонконгу и Японии.

Наши школьники достигли хороших результатов за счет отличного знания фактического материала, но, к сожалению, далеко не всех научили применять знания к жизни и решать нестандартные задачи, констатировали эксперты.

Учителя стали лучше учить, а родители – больше заниматься

Успехи российских школьников на мировом уровне могут не только обрадовать, но и удивить тех, кто привык сетовать на упадок школьного образования в стране. Оказывается, ситуация далеко не такая однозначная: за последние годы, когда проводились исследования TIMSS (с 1995 г.) и PIRLS (с 2001 г.), баллы юных россиян не снизились, а наоборот, в большинстве случаев, выросли.

Результаты исследований показывают, что школьное образование в России улучшается, уверен заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко.
По его мнению, это во многом обусловлено его обновлением: меняются стандарты, учителя повышают квалификацию, в школы поставляется новое современное оборудование. Но есть и другая причина: родители школьников особенно заинтересованы в том, чтобы их дети получили качественное образование.

«В 1990-х годах россияне также массово старались получать образование, но в основном это делалось по привычке, часто ради «корочки». Сейчас у нас, по-видимому, происходит перелом в восприятии образования, граждане заинтересованы не только в «корочках», но и в качественном результате. Это касается и профессионального образования, и общего. У наших граждан появляется ощущение, что от качества образования зависит успех в жизни. На наш взгляд, это очень хорошо», — рассказал РИА Новости Игорь Реморенко.

Главные драйверы школьных успехов

Успехи четвероклассников можно объяснить множеством причин. Но в этом возрасте не так важна школа, как обстановка в семье и приоритеты родителей, считают эксперты.

«Читательская грамотность детей зависит в большей степени от поддержки семьи, от образовательных ресурсов дома, от того, как разговаривают с детьми, в какие игры играют до школы, какие книжки читают», — рассказала РИА Новости руководитель Отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО  Галина Ковалева.

Оказывается, россияне больше, чем родители из других стран, занимаются с детьми до школы дома. С одной стороны так проявляется отечественная культурная традиция: все-таки у нас всегда много занимались с детьми. С другой стороны, не исключено, что наши родители просто не слишком надеются на систему образования. Впрочем, специалисты эту точку зрения комментируют уклончиво.

Еще одна причина успеха младшеклассников – в последние лет десять вся система дошкольного образования заработала более интенсивно, повсюду открылось множество прогимназий и групп по подготовке к школе. На пользу пошел и переход начальной школы на четырехлетнее обучение.

Что касается достижений восьмиклассников, то здесь причина иная. Их результаты и по естественным наукам и по математике заметно улучшились за последние годы, именно тогда, когда получили повсеместное распространение Государственная итоговая аттестация (ГИА) в 9 классе и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в 11-м.

«ЕГЭ, как дальняя перспектива, уже в 8-9 классе заставляет родителей и детей думать о том, что через какие-то договоренности, через друзей и знакомых в институт не поступишь, и дальше карьера не пойдет. Надо серьёзно готовиться к экзаменам», — пояснил Игорь Реморенко.

Любопытно, что сегодняшние успехи восьмиклассников на мировом уровне стали существенным аргументом в пользу ЕГЭ, который до сих пор вызывает недоверие в обществе и среди школьных учителей.

Знают, но не умеют

Успехи наших подростков несомненны. Другое дело, что знания, которые они демонстрируют – по большей части фактические. Задачи они могут решать лишь по выученному образцу, по стандартному алгоритму. С умением рассуждать, находить нестандартный подход, применять школьные знания в жизни у наших школьников большие трудности. И требования ЕГЭ здесь тоже играют не последнюю роль.

Вот типичный пример, задача по арифметике для начальной школы. «На корабле плывут 42 человека. Сколько надо пятиместных шлюпок, чтобы все они спаслись?». Ученик делит 42 на 5 и получает восемь шлюпок. «А два человека в остатке?» — «А мы округлили…»

Тот же эффект показан в старом советском мультике, где нерадивый ученик получал в ответе задачи «полтора землекопа». К сожалению, подобная оторванность учебных знаний от жизни и сегодня существует в наших школах.

Что делать с этим? Надо, конечно, сохранять фундаментальную составляющую при обучении математике, но надо подумать о разгрузке учебного курса от второстепенных вещей, предложил вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов.

«Я рискую вызвать гнев и негодование моих коллег-математиков, но мне кажется, что мы многовато времени уделяем тригонометрическим функциям, логарифмам. Если это 100-50 лет назад было полностью оправданно, инженер не мог себя чувствовать уверенно без логарифмической линейки или таблиц Брадиса, то сегодня все эти вещи делаются с помощью компьютера», — пояснил он РИА Новости.

По его мнению, нужно определить, где можно разгрузить содержание школьной математики без ущерба для фундаментальности математического образования, а где включить задачи «из жизни». Такие задачи, где выпускнику предлагают, например, рассчитать оптимальный тариф для своего мобильного телефона, уже появляются в ЕГЭ и в ГИА.

Те же проблемы существуют и в естественнонаучных предметах, и решать их предлагается подобным способом.

«Сейчас при подготовке предметных программ по новым стандартам ведется работа по разгрузке от ненужного, формального знания, которое, в основном, работает на память, а не на развитие способностей», — рассказал вице-президент РАО.

Секреты успеха лидеров

По математике и естественным наукам первые места в мире среди четвероклассников и восьмиклассников занимают страны Юго-Восточной Азии, причем с большим отрывом от остальных. В чем секрет их успеха?

«Побеждают, как правило, страны, перед которыми исторически стояла очень серьезная, критически важная задача обеспечивать конкурентоспособность собственных граждан, развивать человеческий капитал и интеллектуальноемкие технологии», — считает Игорь Реморенко.

По его мнению, лидерство стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь, связано с их желанием стать конкурентоспособными и сильными по сравнению с такой огромной державой как Китай. Что касается Финляндии, то после Второй мировой войны перед этой страной стояла общенациональная задача – выплата репараций, и она должна была искать, «за что зацепиться», какими ресурсами обеспечить необходимые выплаты. Оказалось, что ставка на человеческий капитал – самый оптимальный вариант.

«В общем, в России этот процесс также начинается, поскольку и для нас в самом ближайшем будущем развитие человеческого капитала будет иметь критическое значение. Приходит осознание, что на углеводородах и природных ресурсах долго не проживешь», — подчеркнул замминистра образования и науки.
И дело здесь не только в количестве денег, которые правительства разных стран вкладывают в развитие национальных систем образования. Например, наполняемость классов в странах Юго-Восточной Азии гораздо выше, чем в России. Один учитель на 40 человек для этих стран – нормально.

Дело в менталитете, в традициях, которые трудно перенести на российскую землю. В азиатских странах очень высоко уважение к знаниям, к ученому человеку. Родители уделяют очень много внимания школьному и дополнительному образованию своих детей.

«Кроме того в странах «рисовой культуры», как их иногда называют наши культурологи, дети по-другому относятся к учебе. У нас значительное число подростков ходят в школу для того, чтобы общаться, а в этих странах подавляющее большинство учеников ходят в школу, чтобы учиться, — пояснил Виктор Болотов.

Изучать зарубежный опыт надо, но перенести опыт «азиатских тигров» в Россию вряд ли удастся, полагает он.

Но даже если позиции стран-лидеров останутся для нас пока недостижимыми, каждое крупное международное исследование наподобие PIRLS и TIMSS, вне зависимости от места России в финальной таблице, дает важный сигнал для нашей системы образования. Его результаты оказывают влияние на разработку новых школьных программ и стандартов, помогая педагогам сконцентрироваться на слабых местах своих подопечных.

Вопрос только в том, насколько энергично будет вестись эта работа, и удастся ли нашим школьникам сохранять уровень подготовки на высоте. В конце концов, знания нужны детям не только для того, чтобы страны могли соревноваться друг с другом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала