Рейтинг@Mail.ru
Кочеткова: инклюзивная школа делает прививку толерантности - РИА Новости, 16.01.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Кочеткова: инклюзивная школа делает прививку толерантности

© РИА НовостиИнклюзивное образование
Инклюзивное образование
Исследование, проведенное Фондом общественного мнения летом 2012 года, показало, что лишь 44% россиян поддерживают идею инклюзивного образования. Об особенностях обучения детей с разнообразными потребностями в инклюзивной школе рассказала РИА Новости мама московского семиклассника, член управляющего совета школы № 518 Ольга Кочеткова.

Исследование, проведенное Фондом общественного мнения летом 2012 года, показало, что лишь 44% россиян поддерживают идею инклюзивного образования. При этом 39% опасаются, что обычным детям будет некомфортно учиться вместе с имеющими инвалидность, а более половины опрошенных сомневаются в пользе такого обучения для детей с ограниченными возможностями. Об особенностях обучения детей с разнообразными потребностями в инклюзивной школе рассказала РИА Новости мама московского семиклассника, член управляющего совета школы № 518 Ольга Кочеткова.

- Ольга Владимировна, как вы выбирали школу для ребенка после переезда в Москву?

— Когда летом 2011 года, муж объявил, что его переводят на работу в головную организацию, и мы переезжаем из Нижнего Новгорода в столицу, мы решили, что школа, где будет учиться сын, должна быть сравнительно недалеко от места работы одного из нас — чтобы в случае необходимости можно было быстро туда приехать. Мы еще не знали, где мы будем жить, и где буду работать я. Решили, что квартиру, которую нужно снимать, начнем искать уже после того, как выберем школу, — чтобы сын мог ходить на учебу пешком. Поскольку в Нижнем Новгороде Тимофей учился в физико-математическом лицее, нужна была школа с углубленным изучением математики или физики, желательно с лицейской программой. Из нескольких таких мы выбрали именно ту, где сын учится сейчас. Во-первых, потому, что ученики ее лицейского класса получают возможность сдать экзамены и по конкурсу поступить в лицей при МГТУ имени Баумана. Во-вторых — и это было не менее важно для меня, — это инклюзивная школа. В ней учатся вместе и обычные ребята, и дети с инвалидностью.

- Важно? Разве у вашего сына особые образовательные потребности?

— Нет, он вполне здоров — хотя я часто повторяю шутку подруги-врача, что здоровых у нас почти нет, есть только плохо диагностированные. Просто я предположила, что в такой школе учителя, да и все взрослые, более терпимые, наверное, и более внимательные к каждому ребенку, обстановка, должно быть, более дружеская, человечная. Ведь этим профессионалам требуется особое терпение, особенные таланты. Поэтому, как мне казалось, в такой школе и обычному ученику будет хорошо. Тем более, переезд в другой город, новая обстановка, новая школа. Кроме того, тот факт, что рядом с моим ребенком будут учиться и обычные ребята, и особенные дети, должен позитивно сказаться на моем сыне. Ему предстоит жить в мире, где живут разные люди, и ему нужно учиться с ними общаться, взаимодействовать, помогать, если надо.

- Ваши предположения оправдались?

— Да, вполне: в инклюзивной школе и в самом деле человечная обстановка и внимательное отношение ко всем детям. Когда возникают неизбежные в школе спорные ситуации, их спокойно обсуждают, без обвинений и «наездов», максимально корректно, с участием завуча и школьного психолога, если необходимо. Всё то, чем после капитального ремонта оборудовано здание, — широкие коридоры и двери, пандусы, лифты, — удобно для всех, не только для тех, кто на коляске.

- Для детей  простор — возможность побегать по коридорам. Но ведь в инклюзивной школе это рискованно — вдруг налетишь на товарища, который ходит с костылями?

— Дети везде и всегда носятся, в любой школе. Как раз в инклюзивной они и привыкают к осторожности, к тому, что надо смотреть, куда бежишь. У этих детей уже сформирована изначальная установка на толерантность, на то, что нужно учитывать интересы каждого, сколь бы разными они ни были. Ребята в школе вместе занимаются и отдыхают, вместе участвуют в  мероприятиях, в том числе, в загородных в каникулах.

- Какие у сына впечатления от инклюзивного обучения?

— Совершенно спокойные. Его расстраивает только значительное отставание учебной программы от той, что была в прежнем лицее: «Мы еще в четвертом классе изучали отрицательные числа, а тут их в шестом проходят!» Я и не сомневалась в том, что он не будет видеть проблемы в общении с людьми, в чем-то непохожими на него. Ведь в Нижнем он буквально вырос в нашей в редакции, общаясь со всеми сотрудниками, в том числе с ведущим дизайнером — человеком с инвалидностью (с ДЦП), которого я считаю одним из самых талантливых, креативных людей, которых только знаю.

- В европейских странах детей  без инвалидности, чьи родители хотят записать их в инклюзивную школу, приходится отбирать: желающих в несколько раз больше, чем мест.

— И я очень хорошо понимаю этих детей и родителей. В таких школах и внимания каждому уделяется больше, ведь в каждом классе меньше ребят, чем по обычным нормам; и детям комфортнее. Самое главное — они с раннего возраста получают своего рода «прививку толерантности», представление о том, что мир многообразен и люди в нем — разные и что надо уметь взаимодействовать с каждым.

- Родители боятся, что в классе с сыном или дочкой окажется ребенок, который не может держать себя в руках, контролировать действия, сдерживать агрессивность.

— С недавних пор я вхожу в управляющий совет школы, так что слышала и о таких проблемах. Мне кажется, формулировка должна быть несколько другая: не «неправильное», не «агрессивное» поведение — а просто особенное. Это не плохо и не хорошо — это просто по-другому, иначе. Люди не привыкли к тому, что не вписывается в установленные рамки, а нас часто пугает то, что нам непонятно, чего мы не знаем. Кстати, дети к своим гиперактивным товарищам относятся гораздо спокойнее, чем взрослые, и вовсе не видят агрессии там, где ее, может быть, и нет. Вполне обычные ребята тоже, бывает, и хулиганят, и вытворяют черт знает что. От повышенного внимания к своим проблемам дети-инвалиды особенно страдают, чувствуют себя не в своей тарелке. Нужно рассматривать каждый случай индивидуально — ведь если выносить обсуждение «на площадь», то ничего конструктивного не получается. Не говоря уже про то, что часто сами родители, взрослые не умеют общаться друг с другом, не готовы посмотреть на взаимоотношения под другим углом. Надо не заострять проблему, не раздувать из мухи слона, ведь самоутверждаться в определенном возрасте стремится любой ребенок. И это не зависит от того, есть у него инвалидность или нет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала