С января 2013 года финансирование скорой медицинской помощи будет осуществляться не из бюджета, а из фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). О том, повлияет ли это на характер и качество оказания этой и других медицинских услуг, о роли медицинской страховой компании в системе здравоохранения и о проблемах ее выбора пациентом рассказал в интервью РИА Новости президент Межрегионального Союза Медицинских Страховщиков Дмитрий Кузнецов.
- Дмитрий Юрьевич, почувствуют ли пациенты на себе смену порядка финансирования неотложной помощи?
— Думаю, что нет. Человеку не важен механизм оказания услуги — важно, чтобы она ему оказывалась. Она и будет ему оказываться, как и раньше, карета скорой помощи доставит в больницу. Просто у страховой компании в перечне услуг, который она проверяет, появится еще один пункт: «вызов бригады скорой помощи». Нагрузка на страховщиков несколько возрастет — по идентификации граждан, по оплате счетов, — но все это решаемые вопросы. Механизмы же финансирования — это внутренняя «кухня», детали которой, как правило, никак не сказываются на конечном потребителе и поэтому его обычно и не интересуют — точно так же как нас не интересует, на каких волнах работает телевизор или что происходит с посеянным в землю зерном, с колосьями и с мукой, пока это всё не превратится в батон. Нас не интересует, каков был процент качественного зерна в элеваторе, сколько отбраковано и по какой технологии мололи муку.
- Ну почему же? Нас еще заботит, чтобы и хлеб, и телевидение, и скорая медицинская помощь оставались доступными.
— Нам важно, чтобы в булочной каждый вечер был любимый хлеб, чтобы нас за ним не отправляли в дорогой супермаркет и не предлагали вместо него другой сорт. Вот это всё и называется доступностью. Если хлеб недостаточно доступен, мы жалуемся в муниципалитет, а если недоступны стандартные медицинские услуги, то обращаться нужно именно в страховую компанию, обозначенную в вашем полисе обязательного медицинского страхования (ОМС). Львиную долю работы по обеспечению госдарственной медицинской помощи уже сейчас делают страховые компании. Так что от того, что скорая помощь будет обеспечиваться из тех же источников, пациенты не должны проиграть, доступность, вероятнее всего, не пострадает.
- В чем разница между компаниями, оформляющими полисы ОМС?
— Проблема в том, что для населения эти медицинские страховые компании толком ничем не отличаются, к сожалению. Это потому, что пока что у людей очень приблизительное представление о том, чем занимается медицинская страховая компания и как она должна защищать их права. Потому они и не обращаются туда, если им не оказали медицинскую помощь или она была оказана с каким-то нарушениями, если возникают проблемы с медицинским учреждением. У многих закрепилось в сознании, что раз это бесплатно, то оно такое, какое есть, и на том спасибо. Это неправильная позиция. Сейчас возможностей много, и нет никаких препятствий к тому, чтобы получить качественную услугу и бесплатно, то есть в рамках системы ОМС. Иногда в медицинских учреждениях действительно не хватает специалистов, оборудования, правильной организации, играет негативную роль человеческий фактор. Человек имеет право озадачиться вопросом, надо ли ему продолжать пользоваться такой поликлиникой, где ему помощь не оказывают. Может быть, перейти в другое учреждение?
- Чем же конкретно страховая компания может помочь?
— Сейчас значительную часть работы компании в направлении ОМС составляет экспертиза, разбор жалоб пациентов. Граждане стали в этом отношении более активными, число их обращений в страховые компании возросло на 8 процентов по сравнению с прошлым годом. Это жалобы на организацию работы поликлиники или больницы, на качество медицинской помощи, на неоказанные медицинские услуги. Кстати, число «приписок» при выставлении счетов за медицинские услуги в России сейчас точно такое же, как во всем мире: около 10 процентов. Часть из них выявляется уже на этапе автоматизированного контроля: например, если в счете — консультация мужчины у гинеколога. Остальное — неправильное использование тарифов, включение в счета тех услуг, которые на данной территории не входят в программу ОМС, и повторное включение в счет уже оказанных ранее услуг. Например, иногда бывает, что человек пришел в кабинет хирурга только на перевязку, врач его не осматривает — но в счете, направляемом в страховую компанию, значится не только перевязка, но и осмотр, а то и так называемая малая операция.
- И что же, компания подает на поликлинику в суд?
— В прошлом году было выявлено примерно 30 тысяч таких нарушений, но только около 300 проблем разбиралось в суде; остальные решены в досудебном прядке, и это правильно. Это показатель хорошей работы страховой компании. В 2011 году таким образом удалось вернуть в систему ОМС 21 миллиард рублей.
- Как пациенту выбрать страховую компанию, когда придет время или желание поменять полис ОМС?
— Если вы не испытываете нужды в смене компании, если вас всё устраивает или вообще не было необходимости туда обращаться, то менять ее незачем. Если же проблемы возникли, то — да, можно и поменять, тем более что теперь у каждого гражданина, работающего или неработающего, есть такое право. На информационном стенде в поликлинике должны быть сведения о каждой из компаний. Допустим, у одной это красивый плакатик с яркими картинками, но при этом нет ни одного телефона, по которому туда можно обратиться. А у другой информация суше и строже, но есть и контактные данные, и сведения о программе гарантий, и телефон диспетчерского пункта. Думаю, что предпочесть надо вторую компанию. Затем нужно поговорить со знакомыми — «сарафанного радио» никто не отменял, прийти в офис и посмотреть, как вас там встретят.
- В интернете можно получить больше сведений, чем у соседей и друзей.
— Конечно, нужно посмотреть на рейтинги и ренкинги страховых компаний, опубликованные в открытых источниках. Зайдите на сайт компании, посмотрите, сколько у нее застрахованных и растет ли это число год от года (если не растет, то — почему?), есть ли отделения в других регионах (это хоть и косвенно, но говорит о ее профессионализе), доступна ли и обновляется ли информация на сайте, есть ли там возможность диалога с компанией — место, где можно получить ответы на вопросы; насколько она идет навстречу клиенту, оказывает ли дополнительные услуги — например, может ли доставить полис на дом, возможна ли выездная консультация эксперта. Важно и то, состоит ли компания в каком-либо объединении страховщиков: это определенная гарантия ее профессионализма, потому что такие объединения участвуют в формировании нормативных документов, в деятельности рабочих групп при органах власти. И еще важный момент: из двух компаний, одна из которых занимается и ОМС, и ДМС, а вторая только ОМС или по большей части ОМС, я бы предпочел первую — точно так же как при страховании автомобиля лучше выбрать страховщика, у которого договоров по КАСКО по крайней мере не меньше, чем ОСАГО.
- Страховые компании сейчас работают по ОМС с одними и теми же поликлиниками и больницами?
— Сейчас — да, и это плохо. Если бы появился механизм воздействия на поликлинику или больницу со стороны страховой компании, если бы она могла предлагать гражданину список лечебных учреждений, с которыми она готова работать, то положение дел изменилось бы. Если пациента интересует конкретная больница, а в перечне у его страховой компании она отсутствует, то тогда бы он и стал искать того страховщика, который работает с теми, кто ему нужен. В этом случае уже можно говорить о реальном выборе.
На взгляд Межрегионального союза медицинских страховщиков, нынешняя система ОМС нуждается в совершенствовании. Развиваться она должна в сторону системы с рисковой моделью, при которой страховая компания обладает многими финансовыми инструментами, рычагами и несет риски, помогая государству в решении проблем. Она должна участвовать в планировании объемов оказываемой медицинской помощи, в формировании тарифов, заключать договоры с медицинскими учреждениями, с учетом права выбора. Страховщики тогда будут более эффективными помощниками человека в решении медицинских проблем.