Рейтинг@Mail.ru
Велопарковки Москвы: человеку с велосипедом нужны удобства и уважение - РИА Новости, 24.01.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Велопарковки Москвы: человеку с велосипедом нужны удобства и уважение

© Фото : Оксана КусоваМосква велопарковка
Москва велопарковка
Развитие специальной инфраструктуры необходимо для популяризации велосипедного транспорта, но к заметному успеху приведет лишь повышение транспортной культуры горожан, считают эксперты.

Анна Курская, РИА Новости

Число парковок для велосипедистов за год выросло в Москве в полтора раза и достигло 152. Об этом свидетельствуют данные рейтинга, подготовленного РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор». Развитие специальной инфраструктуры необходимо для п

опуляризации велосипедного транспорта, но к заметному успеху приведет лишь повышение транспортной культуры горожан, считают эксперты.

С приходом холодов в столице завершился велосипедный сезон, пришло время подводить его итоги. Многие москвичи заметили, что в за прошедшие месяцы в городе у магазинов и офисных центров появлилось немало парковок для велосипедов. И они не пустуют – популярность велосипеда в забитом пробками городе постепенно растет.

Эксперты и велолюбители, принявшие участие в подготовке Рейтинга округов Москвы по наличию велопарковок–2012, насчитали в Москве более полутора сотен стоянок для двухколесного транспорта. Оказалось, что за год, прошедший с прошлого мониторинга, их число выросло в полтора раза (102 в 2011 году).

Первое место в рейтинге вновь занял Центральный административный округ Москвы. Там для велосипедистов оборудовано 67 парковок, причем год назад их было в полтора раза меньше. За центром с большим отрывом следуют Зеленоградский округ (17 велопарковок), САО, ЮЗАО и ЮАО (по 13). Начиная с этого года стоянки для велосипедов есть во всех без исключения округах столиц.

И рады бы пересесть на велосипеды, но…

Развитие велосипедного транспорта, как одно из средств борьбы с пробками, в последние два года стало предметом внимания городских властей. Их желание пересадить москвичей на велосипеды вполне совпадает с желанием некоторых горожан. Об этом регулярно свидетельствуют опросы москвичей.

По словам руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Антона Кульбачевского, около 5% московских автомобилистов к 2016 году могут отдать предпочтение велосипедам.

Это вполне понятно:  велосипед — экологичный, быстрый, относительно дешевый и полезный для здоровья вид транспорта. Он давно завоевал большую популярность в Западной Европе и привлек внимание многих наших соотечественников.

Однако в Москве велосипедисту приходится нелегко. Даже если не говорить о грязном воздухе в центре города, комфортной езды по городу жителю столицы ожидать не приходится.

До последнего времени в городе не было специальных велодорожек, не было мест, оборудованных для стоянки двухколесного транспорта. Не было пандусов в переходах, пунктов проката велосипедов… В сущности, в столице как вид отсутствовала любая инфраструктура для любителей велопрогулок. Поэтому массовым способом передвижения по городу велосипед пока не стал.

Впрочем, пару лет назад ситуация стала меняться. После того, как мэрия признала велотранспорт полезным и необходимым, в городе начали появляться велодорожки и велопарковки. Нередко стоянки для двухколесного транспорта возле офисных зданий и торговых центров ставят сами коммерческие предприятия, используя их как рекламные носители.

Было бы еще лучше, если бы в Москве появилась система автоматического велопроката, наподобие тех, которые были внедрены в Барселоне и Париже, считает москвичка Наталия Храброва, велосипедистка с пятилетним стажем.

«Велосипедист регистрируется в системе, получает карточку с индивидуальным номером, на которую можно положить деньги, — рассказала она РИА Новости. – Потом он может взять на велопарковке свободный велосипед, для чего ему достаточно провести карточкой через считывающее устройство, и с нее спишут определенную сумму. Доехав до места назначения, велосипедист может оставить велосипед на любой из множества велопарковок, которые входят в эту систему».

Впрочем, при всем очевидном удобстве такой прокатной сети, не совсем понятно, как поведут себя пользователи. Существует риск, что велосипеды очень быстро разворуют или сломают, и затея провалится.

А вдруг украдут?

Проблема воровства вообще стоит для владельцев велосипедов довольно остро. Если уж современные противоугонные средства не всегда могут защитить автомобили, то про велосипеды (подчас не такие уж дешевые) и говорить не приходится.

В этом смысле велопарковки, не оборудованные камерой видеонаблюдения, не очень надежны и принципиально не отличаются от любого другого места на улице. Поэтому, говорят некоторые эксперты, общемировой опыт перехватывающих велопарковок у метро или вокзалов – когда человек доезжает до станции, оставляет свой велосипед, а вечером забирает, – москвичам не очень подходит.

Некоторые велосипедисты стараются обезопасить свое средство передвижения, стараясь оставить его поближе к охраняемым объектам в надежде, что оно попадет в их камеры.

«Я регулярно пользуюсь велопарковкой по соседству с охраняемой автостоянкой. Как-то пришлось оставить там велосипед на несколько дней, и все было в порядке. Бывает, приедешь в центр города на велосипеде и оставишь его надолго на парковке — зайдешь в магазин, в кафе с друзьями… Риск кражи есть всегда, но за пять лет у меня ничего плохого с велосипедом не случилось», — рассказала Наталия Храброва.

Велосипедисты со стажем советуют новичкам соблюдать пару простых противоугонных правил: не экономить на велозамках и не оставлять велосипеды на парковках на ночь. Велосипед с хорошим замком вряд ли украдут, но с него могуть снять дорогую систему переключения скоростей, поэтому лучше избегать таких ситуаций.

Все дело в недостатке транспортной культуры

Но и проблему воровства велосипедисты не считают самой острой. Чаще всего они жалуются на то, что ни автомобилисты, ни пешеходы не уважают их права, не признают их в качестве равноправных участников движения. Даже отличная, на первый взгляд, идея велосипедных дорожек, популярная на Западе, в Москве почти не работает.

«По велодорожкам гуляют пешеходы, на них паркуются автомобилисты, — пояснила Наталия Храброва. — Даже в таких местах, как Парк Горького, где всегда катались велосипедисты, где есть велопрокат, и там по специальным дорожкам ходят гуляющие! Ну не будешь же в них врезаться!»

Действительно, об этой проблеме говорят все, кто пробовал проехать по городу. Для сравнения, в Европе пешеходы понимают, что оказавшись на велодорожке, они сами несут ответственность за последствия. Ведь человек на велосипеде едет с достаточно высокой скоростью, и случайное столкновение с пешеходом может привести к самым тяжелым последствиям.

В свою очередь, и любители двухколесного транспорта за границей приучены соблюдать правила.

«В Германии велосипедистам запрещено ездить по пешеходным тротуарам, — рассказал житель Берлина Николай Филяков, велосипедист-любитель с 12-летним стажем. — Если велодорожки нет, то велосипедист должен ехать по проезжей части. Нарушителю грозит штраф 5 евро, а если на тротуаре есть пешеходы — 10 евро».

Местные законы также обязывают автовладельцев уважать права любителей велосипедных прогулок. Если водитель припарковал автомашину на велодорожке, он будет оштрафован на 15 евро.

«Отношение автомобилистов к велосипедистам в Берлине зависит от дня недели, — пояснил Николай Филяков. — Самое любезное и дружелюбное отношение можно увидеть в выходные, когда никто никуда не спешит, и многие автовладельцы сами пересаживаются на велосипеды».

К сожалению, в пока России любители двухколесного транспорта не чувствуют, что защищены законом в полной мере. Кроме того, нужно менять отношение к велосипедистам в обществе, считает профессор, завкафедрой логистики Московского Авто-Дорожного Института (МАДИ) Виктория Герами.

«Нам предстоит проделать колоссальную работу по повышению транспортной культуры общества. Ее, как и любую культуру, нужно формировать с детских лет, начиная с детских садов и школ. Нужно объяснить москвичам необходимость велодвижения, его важность, и развивать его всем вместе» — подчеркнула эксперт.

Методика рейтингования

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала