https://sn.ria.ru/20210216/distant-1597535882.html
Плюсы и минусы дистанта: как кружки и секции пережили пандемию
Плюсы и минусы дистанта: как кружки и секции пережили пандемию - Социальный навигатор РИА Новости, 16.02.2021
Плюсы и минусы дистанта: как кружки и секции пережили пандемию
Проблемы дополнительного образования для российских школьников в период пандемии станут одной из тем конференции "Тенденции развития образования: глобальные... Социальный навигатор РИА Новости, 16.02.2021
2021-02-16T09:00:00+03:00
2021-02-16T09:00:00+03:00
2021-02-16T09:00:00+03:00
общество
сн_образование
московская высшая школа социальных и экономических наук
социальный навигатор
https://cdnn21.img.ria.ru/images/141157/51/1411575101_0:263:2708:1786_1920x0_80_0_0_d26ce070b5cf8db0badacae32b41b59f.jpg
МОСКВА, 16 фев – РИА Новости. Проблемы дополнительного образования для российских школьников в период пандемии станут одной из тем конференции "Тенденции развития образования: глобальные вызовы и неравные возможности", которая пройдет в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) 18-20 февраля. Как кружки и секции пережили переход на дистант? Получило ли они новые импульсы к развитию? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Косарецкий.- Сергей Геннадьевич, как дополнительное образование в России "пережило" переход на дистанционные формы работы?- Время пандемии и введенные ограничения стали для него более сложным вызовом, чем для школьного образования. Кружки и секции оказались заметно хуже подготовленными к переходу на дистант – по уровню развития цифровой инфраструктуры, по подготовке педагогов к использованию дистанционных технологий, по наличию программ для реализации в электронной форме и специализированных платформ.Если говорить о задаче сохранения занятости детей в дополнительном образовании в дистантном режиме, включая не только непосредственно занятия, но конкурсы, соревнования, фестивали, то она была успешно решена для подавляющего большинства организаций и детей. Надо отдать должное усилиям региональных и муниципальных органов управления, модельных центров, образовательных организаций, педагогов. Заметим, что во многих странах занятия были приостановлены на длительный срок без онлайн альтернативы. Но надо признать, что предложенное качество занятий в дистанте далеко не везде было удовлетворительным. Это объясняется не только отмеченной низкой методической готовностью системы. Особенности дополнительного образования в целом (доминирующая доля практических занятий, особая роль коммуникаций между педагогом и детьми и др.) и специфика ряда направлений (например, спорта, туризма) объективно затрудняли "перенос" образования без потерь. Наконец, есть примеры, когда практики дистанта реализовались как достаточно формальное временное решение ради "сохранения контингента" и "отработки" профинансированного муниципального задания.В итоге большая часть родителей, детей и самих педагогов остались не удовлетворены дистанционными занятиями в кружках гораздо сильнее, чем уроками в школе. Сегодня лишь очень небольшая часть учащихся готовы продолжать заниматься по программам дополнительного образования онлайн. И опять же, в отличие от школьного образования, в профессиональном сообществе дополнительного образования не идет масштабная дискуссия относительно использования накопленного опыта после пандемии и планирования гибридных и смешанных форматов.Конечно, исключения есть, как в государственном, так и, особенно, в частом секторе. Там, столкнувшись с угрозой потери клиентов и денег, были предприняты более решительные усилия по трансформации своих программ в дистанционную форму. Чтобы удержать интерес и внимание детей на дистанте, были предложены оригинальные решения, созданы платформы и приложения. И, как мы видим, многие планируют продолжать использовать эти решения в будущем. - Можно ли считать, что переход на дистант внес только негативные перемены в сферу дополнительного образования?- Безусловно, он дал и импульсы к развитию. Дополнительное образование стало более доступным. Дистанционная форма позволила учащимся из разных уголков страны посещать занятия наиболее высококвалифицированных педагогов из других городов и даже стран. Появились новые онлайн-платформы и сервисы дополнительного образования. Еще одним плюсом стала высокая интенсивная конкурсная активность, несмотря на то что массовые очные мероприятия были запрещены. Целый ряд федеральных и региональных конкурсов, довольно сложных по устройству, удалось провести онлайн, в них приняли участие дети из самых отдаленных регионов, и это тоже очень важное достижение.Опыт дистанта побудил часть педагогов дополнительного образования переосмыслить средства и методы работы, задуматься, как они организуют занятия, выстраивают разные виды индивидуальной и групповой работы, устанавливают контакт и обратную связь с учащимися, оценивают их успехи. Я думаю, это поможет педагогам улучшить практики очных занятий.Наконец, переход дополнительного образования в онлайн помог многим родителям лучше увидеть, чем занимается их ребенок, задуматься об осознанности сделанного в свое время выбора, занять более активную позицию в проектировании образовательной траектории.Вынужденно более интенсивный контакт между родителями и организациями дополнительного образования в условиях дистанта, надеюсь, стимулирует в дальнейшем активное использование обратной связи, сделает отношения более клиентоориентированными. - Общей темой конференции этого года стало неравенство в образовании. Как это явление проявило себя в сфере дополнительного образования?- Особенности проявления неравенства в дополнительном образовании определяются его исходными отличиями от общего образования. Прежде всего, участие в нем является не обязательным, а инициативным. Однако при этом для желающих нет государственных гарантий доступности и бесплатности, не соблюдаются нормативы обеспеченности объектами инфраструктуры. Поэтому, если в общем образовании сегодня фактически нет проблемы неравенства в доступе и обсуждается, прежде всего неравенство результатов, то в дополнительном образовании остро неравенства в доступе. Мы видим различия между регионами, городской и сельской местностью по охвату детей в целом и отдельными направлениями, по наличию профильной инфраструктуры. Ярко выражены различия, связанные с социально-экономическим статусом семей: дети из семей с низким уровнем образования образованных и материального благополучия участвуют в дополнительном образовании почти в два раза реже, чем их ровесники. На конференции будут обсуждаться барьеры доступности, выявляемые в исследованиях коллективов Института образования Высшей школы экономики, РАНХиГС, МГПУ, АНО "Открытое образование", Ярославского Института развития образования. Мы видим сходные проблемы и в бывших республиках СССР, и на конференции наши коллеги из независимых стран постсоветского пространства будут говорить об этом.С другой стороны, в дополнительном образовании нет стандарта содержания, базового минимума условий, единообразия используемых методов и средств обучения. Но эта вариативность, создающая целый ряд преимуществ дополнительного образования, имеет и обратную сторону – дети получают услуги, существенно отличающиеся по качеству, актуальности содержания и методик.В последние годы российское государство вкладывает много сил в дополнительное образование, оно сделало его своим приоритетом. И мы видим, как развивается инфраструктура технического творчества, работа с талантами, профориентация. Но драматизм ситуации заключается в том, что новые возможности используются лишь частью семей и, таким образом, формируется новая картина неравенства. Мы обсудим на конференции, как государство могло бы преодолеть это противоречие. Например, за счет адресных мер поддержки уязвимых групп или просвещения родителей.- Какие новые темы, связанные с развитием дополнительного образования, сегодня выходят на первый план?— Это, например, достаточно новая для нас тема гендерного неравенства, прежде всего, в техническом творчестве и естественнонаучном направлении. Эта тема находится в повестке многих стран, поскольку связана с гендерным дисбалансом в науке и инженерии.Мы также обсудим возможности дополнительного образования для повышения конкурентоспособности детей и молодежи. Как в рамках разных направлений дополнительного образования формировать "сквозные навыки" – креативность, критическое мышление, сотрудничество, умение учиться на протяжении всей жизни? Как дети могут получить ранний опыт практической деятельности в перспективных областях? Участники конференции расскажут о практиках включения детей в технологические и социальные проекты предприятий реального сектора и НКО.
https://sn.ria.ru/20210205/dopobrazovanie-1595960113.html
https://ria.ru/20201214/dopobrazovanie-1589078232.html
https://ria.ru/20210118/obrazovanie-1593467281.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/141157/51/1411575101_0:9:2708:2040_1920x0_80_0_0_d4bfecc18f7380fc34bb38c98c46033e.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, сн_образование, московская высшая школа социальных и экономических наук, социальный навигатор
Общество, СН_Образование, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Социальный навигатор
МОСКВА, 16 фев – РИА Новости. Проблемы дополнительного образования для российских школьников в период пандемии станут одной из тем конференции "Тенденции развития образования: глобальные вызовы и неравные возможности", которая пройдет в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) 18-20 февраля. Как кружки и секции пережили переход на дистант? Получило ли они новые импульсы к развитию? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Косарецкий.
- Сергей Геннадьевич, как дополнительное образование в России "пережило" переход на дистанционные формы работы?
- Время пандемии и введенные ограничения стали для него более сложным вызовом, чем для школьного образования. Кружки и секции оказались заметно хуже подготовленными к переходу на дистант – по уровню развития цифровой инфраструктуры, по подготовке педагогов к использованию дистанционных технологий, по наличию программ для реализации в электронной форме и специализированных платформ.
Если говорить о задаче сохранения занятости детей в дополнительном образовании в дистантном режиме, включая не только непосредственно занятия, но конкурсы, соревнования, фестивали, то она была успешно решена для подавляющего большинства организаций и детей. Надо отдать должное усилиям региональных и муниципальных органов управления, модельных центров, образовательных организаций, педагогов. Заметим, что во многих странах занятия были приостановлены на длительный срок без онлайн альтернативы.
Но надо признать, что предложенное качество занятий в дистанте далеко не везде было удовлетворительным. Это объясняется не только отмеченной низкой методической готовностью системы. Особенности дополнительного образования в целом (доминирующая доля практических занятий, особая роль коммуникаций между педагогом и детьми и др.) и специфика ряда направлений (например, спорта, туризма) объективно затрудняли "перенос" образования без потерь. Наконец, есть примеры, когда практики дистанта реализовались как достаточно формальное временное решение ради "сохранения контингента" и "отработки" профинансированного муниципального задания.
В итоге большая часть родителей, детей и самих педагогов остались не удовлетворены дистанционными занятиями в кружках гораздо сильнее, чем уроками в школе. Сегодня лишь очень небольшая часть учащихся готовы продолжать заниматься по программам дополнительного образования онлайн. И опять же, в отличие от школьного образования, в профессиональном сообществе дополнительного образования не идет масштабная дискуссия относительно использования накопленного опыта после пандемии и планирования гибридных и смешанных форматов.
Конечно, исключения есть, как в государственном, так и, особенно, в частом секторе. Там, столкнувшись с угрозой потери клиентов и денег, были предприняты более решительные усилия по трансформации своих программ в дистанционную форму. Чтобы удержать интерес и внимание детей на дистанте, были предложены оригинальные решения, созданы платформы и приложения. И, как мы видим, многие планируют продолжать использовать эти решения в будущем.
- Можно ли считать, что переход на дистант внес только негативные перемены в сферу дополнительного образования?
- Безусловно, он дал и импульсы к развитию. Дополнительное образование стало более доступным. Дистанционная форма позволила учащимся из разных уголков страны посещать занятия наиболее высококвалифицированных педагогов из других городов и даже стран. Появились новые онлайн-платформы и сервисы дополнительного образования.
Еще одним плюсом стала высокая интенсивная конкурсная активность, несмотря на то что массовые очные мероприятия были запрещены. Целый ряд федеральных и региональных конкурсов, довольно сложных по устройству, удалось провести онлайн, в них приняли участие дети из самых отдаленных регионов, и это тоже очень важное достижение.
Опыт дистанта побудил часть педагогов дополнительного образования переосмыслить средства и методы работы, задуматься, как они организуют занятия, выстраивают разные виды индивидуальной и групповой работы, устанавливают контакт и обратную связь с учащимися, оценивают их успехи. Я думаю, это поможет педагогам улучшить практики очных занятий.
Наконец, переход дополнительного образования в онлайн помог многим родителям лучше увидеть, чем занимается их ребенок, задуматься об осознанности сделанного в свое время выбора, занять более активную позицию в проектировании образовательной траектории.
Вынужденно более интенсивный контакт между родителями и организациями дополнительного образования в условиях дистанта, надеюсь, стимулирует в дальнейшем активное использование обратной связи, сделает отношения более клиентоориентированными.
- Общей темой конференции этого года стало неравенство в образовании. Как это явление проявило себя в сфере дополнительного образования?
- Особенности проявления неравенства в дополнительном образовании определяются его исходными отличиями от общего образования. Прежде всего, участие в нем является не обязательным, а инициативным. Однако при этом для желающих нет государственных гарантий доступности и бесплатности, не соблюдаются нормативы обеспеченности объектами инфраструктуры.
Поэтому, если в общем образовании сегодня фактически нет проблемы неравенства в доступе и обсуждается, прежде всего неравенство результатов, то в дополнительном образовании остро неравенства в доступе. Мы видим различия между регионами, городской и сельской местностью по охвату детей в целом и отдельными направлениями, по наличию профильной инфраструктуры. Ярко выражены различия, связанные с социально-экономическим статусом семей: дети из семей с низким уровнем образования образованных и материального благополучия участвуют в дополнительном образовании почти в два раза реже, чем их ровесники.
На конференции будут обсуждаться барьеры доступности, выявляемые в исследованиях коллективов Института образования Высшей школы экономики, РАНХиГС, МГПУ, АНО "Открытое образование", Ярославского Института развития образования. Мы видим сходные проблемы и в бывших республиках СССР, и на конференции наши коллеги из независимых стран постсоветского пространства будут говорить об этом.
С другой стороны, в дополнительном образовании нет стандарта содержания, базового минимума условий, единообразия используемых методов и средств обучения. Но эта вариативность, создающая целый ряд преимуществ дополнительного образования, имеет и обратную сторону – дети получают услуги, существенно отличающиеся по качеству, актуальности содержания и методик.
В последние годы российское государство вкладывает много сил в дополнительное образование, оно сделало его своим приоритетом. И мы видим, как развивается инфраструктура технического творчества, работа с талантами, профориентация. Но драматизм ситуации заключается в том, что новые возможности используются лишь частью семей и, таким образом, формируется новая картина неравенства. Мы обсудим на конференции, как государство могло бы преодолеть это противоречие. Например, за счет адресных мер поддержки уязвимых групп или просвещения родителей.
- Какие новые темы, связанные с развитием дополнительного образования, сегодня выходят на первый план?
— Это, например, достаточно новая для нас тема гендерного неравенства, прежде всего, в техническом творчестве и естественнонаучном направлении. Эта тема находится в повестке многих стран, поскольку связана с гендерным дисбалансом в науке и инженерии.
Мы также обсудим возможности дополнительного образования для повышения конкурентоспособности детей и молодежи. Как в рамках разных направлений дополнительного образования формировать "сквозные навыки" – креативность, критическое мышление, сотрудничество, умение учиться на протяжении всей жизни? Как дети могут получить ранний опыт практической деятельности в перспективных областях? Участники конференции расскажут о практиках включения детей в технологические и социальные проекты предприятий реального сектора и НКО.