Во время пандемии коронавируса в образовании изменилось многое.
Цифровые технологии в одно мгновение стали основным рабочим инструментом для учителей, учеников и их родителей. Разбираемся вместе с экспертами, как устроены цифровые технологии и как они влияют на учебный процесс
Цифровые технологии в одно мгновение стали основным рабочим инструментом для учителей, учеников и их родителей. Разбираемся вместе с экспертами, как устроены цифровые технологии и как они влияют на учебный процесс
Особенности цифрового образования
Без цифровых технологий
С цифровыми технологиями
Учебники
Бумажные учебники, пособия, тетради
Электронные учебники на планшете, телефоне, ноутбуке
Учебные материалы
Тексты, слайды. Единая для всех учащихся структура подачи материала
Образовательные игры, симуляторы, тренажёры. Главное — интерактивность и адаптивность. Учебный материал конструируется и быстро меняется под учащегося
Учебная среда
Стандартное помещение, традиционные средства обучения и оборудование
Виртуальная образовательная среда, максимальное использование модели перевёрнутого класса*, виртуальные лаборатории
Роль учителя
Управляющий классом
Наставник
Роль ученика
Пассивный, воспринимающий
Активный участник процесса, чьи результаты влияют на дальнейшую канву обучения
Образовательные программы
Одни для всех
Персонализированные
*Перевёрнутый класс (flipped class) — модель обучения, при которой школьники заранее получают учебные материалы, а их осмысление и применение происходит в классе с учителем
Плюсы и минусы цифрового образования
Использование цифровых технологий открывает новые возможности как для учителя, так и для учеников и их родителей. В то же время такой формат может ограничивать или менять привычное течение школьной жизни
Для ученика
Учёба не привязана к конкретному месту
Недостаток живого общения
Вариативность учебных материалов и форм их подачи
Время работы с техникой ограничено санитарными нормами
Гибкий режим
Сложно воспринимать информацию онлайн (в начальной школе)
На уроке можно пользоваться цифровыми пособиями
Возникают проблемы с интернет-связью, оборудованием, приложениями
Доступна самостоятельная работа в виртуальных тренажёрах и лабораториях
Значительная интерактивность
Для учителя
Удобные инструменты для работы
Сложнее организовать групповую и парную работу
Доступны новые роли, формы и методы обучения, способы подачи материала и взаимодействия с учениками
Нужно освоить новые способы коммуникации, оценивания, диагностики
Возможно формирование собственной системы смешанного обучения**
Повышаются требования к цифровой грамотности педагога
Использование современных интерактивных оценочных диагностик и форм обратной связи
Необходимо наличие интернета и оборудования в школе
**Смешанное обучение (blended learning) — гибридный формат, где часть времени ученик работает в электронной среде, а другую проводит в классе
Для родителя
Видны цифровые следы ребёнка***
Нужны техника и наличие интернета, умение работать с приложениями
Общение с учителями проще и быстрее
(через чаты, мессенджеры, соцсети)
(через чаты, мессенджеры, соцсети)
Требуются новые воспитательные
и педагогические навыки
и педагогические навыки
Легче повлиять на систему обучения
Доступен диалог с администрацией школы
Прозрачны оценки ребёнка и его общение
с учителем
с учителем
Легче контролировать процесс обучения
***Цифровой след (digital shadow) — автоматически собираемые данные о действиях пользователя в цифровом пространстве
Принципы организации цифрового
дистанционного урока
дистанционного урока
Дистанционное обучение может показаться сложной задачей. Учителю нужно выстроить урок и взаимодействие так, чтобы учащиеся не потеряли интерес и мотивацию. Возникают вопросы с выбором цифровых ресурсов для видеосвязи, домашних заданий, самостоятельной работы. Несколько простых принципов позволят избежать многих трудностей и рисков дистанционного формата
Активное вовлечение
Одна из важнейших задач обучения, даёт возможность сделать образование интересным для учащихся. Вовлекать надо с первых минут занятия: втягивать школьников в диалог, показывать любопытный контент, ставить реальные проблемы и вызовы
Мультиинформационность
На уроках нужно задействовать разнообразные форматы (видео, аудио, текст) и активности (мини-лекции, обсуждение, интерактивные задания, исследования). Это делает занятия живыми, позволяет учесть индивидуальные особенности восприятия и обучения каждого ребёнка
Интерактивность
Учитель придумывает уроки, основанные на активном взаимодействии педагога и учащихся, учащихся и учебного материала. На занятиях школьники размышляют, высказывают своё мнение, решают проблемы, чаще проявляют самостоятельность
Сбор обратной связи
Такое взаимодействие помогает учителю понять, как дети движутся к образовательным результатам, где возникают дефициты, что можно улучшить и поменять. А ещё обратная связь учит школьников обдумывать, анализировать свою деятельность
Открытая коммуникация — важный фундамент урока и образования. Ребёнок может задать вопрос в любой момент, а учитель поддерживает и развивает интерес учащегося
Модели дистанционного урока с использованием цифровых технологий
К обучению в виртуальной среде нужен особый подход. Урок становится подобием конструктора, его элементы учитель собирает и выстраивает с учётом особенностей класса. Ниже представлено несколько базовых схем для проведения эффективного и вовлекающего занятия
Модель №1
«Трибуна» (выступление)
«Трибуна» (выступление)
Обучение через критическое
осмысление информации
осмысление информации
1
Формулировка вопроса либо представление
и анализ ситуации-примера;
обсуждение с учениками
и анализ ситуации-примера;
обсуждение с учениками
- Вопрос/ситуация могут касаться личного опыта учащегося или уточнять его позицию
- Обсуждение помогает вовлечь детей
в начале занятия и задать контекст
с учётом их интересов
2
Онлайн-выступление учителя либо демонстрация учебного контента,
обсуждение вопросов с учениками, применение полученных знаний
обсуждение вопросов с учениками, применение полученных знаний
- Если разбить материал на небольшие порции, ученики смогут задать вопросы или применить новые знания на практике
- Шаг 2 можно повторять неоднократно
для обсуждения с учащимися
3
Рефлексия и обратная связь
Модель №2
«Форум» (консультация)
«Форум» (консультация)
Обучение через коммуникацию с применением формата перевёрнутого класса
1
Предварительная отправка учебных материалов ученикам; формулировка задания или проблемного вопроса
Содержание материала должно помочь ученику решить учебную задачу на предстоящем занятии
2
Постановка проблемного вопроса
на уроке
на уроке
Осмысление ответов и позиций учащихся, уточнение учебной задачи или проблемного вопроса
3
Проведение диспута или семинара
Если разбить материал на небольшие порции, ученики смогут задать вопросы или применить новые знания на практике
4
Рефлексия и обратная связь
Модель №3
«Сцена» (проектный урок)
«Сцена» (проектный урок)
Обучение через моделирование деятельности и создание проекта
1
Постановка проектной задачи
Проектная задача должна ориентироваться на поиск решения проблемы
2
Определение условий и времени
выполнения задачи
выполнения задачи
3
Разделение учащихся на проектные группы
Учащиеся могут разделиться на группы сами или с помощью учителя
4
Работа команд, модерация процесса учителем
Команды могут обсуждать проект в мини-чатах или виртуальных комнатах. Учитель подключается к ним по очереди для консультации
5
Представление проекта. Оценка результата
Один из вариантов оценки — голосование учеников
6
Рефлексия и обратная связь
Модель №4
«Лаборатория» (исследование)
«Лаборатория» (исследование)
Обучение через поисковую деятельность и проведение исследования
1
Представление и анализ практического примера, явления; постановка вопроса или проблемы; формулировка деталей исследования
Ученик ведет работу самостоятельно, задача учителя — поддержать и проконсультировать
2
Сбор и систематизация информации, анализ промежуточных результатов
3
Фиксация окончательных итогов (презентация, эссе, данные замеров) и их осмысление
Осмысление помогает школьнику выявить закономерности, сделать выводы или сформулировать новые вопросы
4
Рефлексия и обратная связь
Источник: Московский городской педагогический университет
МИА «Россия сегодня», 2020 год
МИА «Россия сегодня», 2020 год