Не один дома:
как помочь ребенку справиться со стрессом
Российские школы 23 марта ушли на вынужденные каникулы, чтобы предотвратить распространение коронавируса. Ученики оказались в новых, незнакомых условиях: дистанционное обучение, домашний режим, многие занятия и развлечения под запретом. Как поддержать ребенка в непростое время, рассказали детские психологи Московского государственного психолого-педагогического университета.
Родители и близкие могут привить ребенку навыки преодоления сложных ситуаций и научить его справляться со стрессом. Для этого необходимо:
Создавать и поддерживать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что "черную полосу всегда сменяет белая". Доброжелательное спокойствие членов семьи придаст ребенку уверенности.
Стараться регулярно разговаривать с ребенком о его переживаниях, чувствах, эмоциях. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) планы на будущее совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми жизненных трудностей. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые ощущают поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.
Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими). Часто младшему поколению (особенно подросткам) сложно рассказывать о своих переживаниях. Предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет описывать свои чувства. Это принесет облегчение, освободит от негативных мыслей.
Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним поможет любая деятельность, требующая усилий: уборка, спортивные упражнения, пение, танцы… Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно. Попробуйте вместе определить, какой активностью он хотел бы заниматься, находясь дома.
Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если вам кажется, что подросток "впадает в детство" и ничего полезного не делает (рисует, плетет "фенечки", украшает одежду, склеивает модели), — все это является своеобразной «разрядкой» и успокаивает. Через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.
Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», "без меня не справится", "я нужен кому-то", становятся дополнительным ресурсом, помогают справиться со стрессом.
Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями. Обычаи можно и нужно трансформировать, тогда дети с удовольствием примут в них участие и не будут считать семейные ритуалы скучной, бесполезной обязанностью.
Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще позволяйте детям порадоваться повседневным удовольствиям (вкусной еде, расслабляющей ванне, общению с друзьями по телефону и т. д.).
Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей — 8-800-2000-122 — работает во всех регионах Российской Федерации.
Подробная информация на сайте: telefon-doveria.ru
Источник: материалы Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета.