https://sn.ria.ru/20190603/1555142172.html
Гимнастика для ума: как детский сад влияет на успеваемость ребенка в школе
Гимнастика для ума: как детский сад влияет на успеваемость ребенка в школе - Социальный навигатор РИА Новости, 03.06.2019
Гимнастика для ума: как детский сад влияет на успеваемость ребенка в школе
Во многих семьях вопрос о необходимости отдавать ребенка в детский сад решен заранее. Маме нужно выходить на работу, и нет бабушки, готовой сидеть с внуком до... Социальный навигатор РИА Новости, 03.06.2019
2019-06-03T09:00
2019-06-03T09:00
2019-06-03T09:00
общество
сн_образование
социальный навигатор
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155514/17/1555141792_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_e74c6364094e73e8e4f9d6e4ce919c27.jpg
Во многих семьях вопрос о необходимости отдавать ребенка в детский сад решен заранее. Маме нужно выходить на работу, и нет бабушки, готовой сидеть с внуком до школы. Но полезен ли сад ребенку? И каким он должен быть, чтобы в будущем ребенок был успешнее в школе и в жизни? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказала руководитель масштабного проекта "Эффективное дошкольное, начальное и среднее школьное образование" в Великобритании, известный психолог, профессор Оксфордского университета Кэти Сильва.— Профессор Сильва, расскажите, пожалуйста, о вашем исследовании, посвященном эффективному дошкольному, начальному и среднему школьному образованию.— Это исследование было инициировано правительством Великобритании в конце 1990-х. В то время существовал очень большой разброс в качестве и объеме дошкольного образования, которое получали дети в стране. Одни посещали частные детские сады, другие – государственные. Кто-то ходил в сад в течение одного года, кто-то – в течение двух лет, кто-то вообще был на домашнем обучении. Правительство заинтересовалось эффективностью различных форм дошкольного образования. Для того чтобы решить эту задачу, на протяжении 17 лет мы исследовали три тысячи детей, которые к моменту начала исследования посещали 141 детский сад. Это были самые разные детские сады в различных регионах страны. — Каковы основные результаты исследования?— К нашему удивлению, мы обнаружили, что от дошкольного образования, которое мы начинаем с двухлетнего возраста, выигрывают все дети. Мы сомневались, получают ли от него пользу дети из обеспеченных семей – те, у кого дома большие библиотеки, планшеты и так далее. Но мы обнаружили, что дошкольное образование влияет на всех детей – на богатых, бедных, из сельской местности, из городов, из более успешных районов, из менее успешных, мигрантов, коренного населения, у кого английский язык родной и не родной. Получается, дошкольное образование вносит важный вклад в развитие детей.Второй результат: качество дошкольного образования очень важно. Если дети посещают плохой детский сад, то это абсолютно неэффективно, они практически ничего от него не получают. Мы обнаружили, что в плохих детских садах дети могут играть со своими сверстниками и достаточно благополучно социально развиваться, но сад абсолютно не влияет на их интеллектуальное развитие и на их последующую академическую успешность. Возможно, эта новость несколько разочаровала наше правительство, но детские сады должны быть, как минимум, среднего или хорошего качества, чтобы оказывать влияние не только на социальное развитие, но и на когнитивное развитие ребенка и его дальнейшие успехи в учебе.— Какие инструменты оценки качества дошкольного образования вы использовали в своем исследовании?— Мы использовали известную американскую методику ECERS ("Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях" – прим. ред.). Это очень хорошая методика, но каждая страна обладает культурным своеобразием и имеет свои предпочтения в дошкольном образовании. Поэтому для Великобритании мы расширили эту методику, создав дополнительные шкалы оценки в соответствии с ценностями британского дошкольного образования.Мой учитель Джером Брунер (американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов – прим. ред.) учил меня, прежде всего, подходу к когнитивному развитию выдающегося швейцарского психолога Пиаже, но он также был очень большим поклонником подхода, который развивался в России Львом Выготским и его последователями. Мои коллеги в Московском городском педагогическом университете глубоко понимают детское развитие и существенно важных для него вещей. Мне кажется, что им следует сделать подобное расширение методики ECERS для России. Вообще, должна сказать, что приезд в Россию для меня в этом смысле – как паломничество в Мекку для мусульманина.— Вы сказали, что на успешность ребенка влияет его пребывание в хорошем детском саду. Какие отличить хороший детский сад от плохого?— Первый совет – это посмотреть, как дети в саду играют. В Великобритании было создано электронное приложение, в котором размещены видео для родителей, в которых показывается, как играть с ребенком. Например, есть видео про "кухонный оркестр", там бабушка с внуком расставили разные кухонные принадлежности – металлические и деревянные ложки, дуршлаги, кастрюли – и играют на них, имитируя партии разных музыкальных инструментов. Или, например, есть видео, где мама с ребенком сидят под столом, мама говорит: "Мы в Африке наблюдаем за дикими животными". Затем мама смотрит в воображаемый бинокль: "Смотри, лев выходит из кухни". Ребенок подхватывает игру и говорит: "А вон слон по лестнице спускается". Мама спрашивает: "Слон такой огромный, как же он сюда поместится?" Ребенок думает и отвечает: "Так ведь это слоненок". В этом примере мы видим, как мама своим вопросом озадачила ребенка, а он сообразил, как в этой ситуации сформулировать адекватный ответ. Такая игра – своего рода интеллектуальная гимнастика. Важно, чтобы и в детских садах были игры такого типа.— Может ли родитель успешно заниматься с ребенком в игровой форме дома, или детский сад – это принципиально важный элемент образования?— Для детей образованных родителей детский сад и семья играют примерно равную роль. Для детей, которые растут в семьях с невысоким уровнем образования, детский сад имеет критически важное значение. Приведу в пример своих собственных детей. Я думаю, что мой дом с образовательной точки зрения очень богатый, но в детском саду дети получали то, чего я им предоставить не могла. Они участвовали в подготовке кукольных спектаклей, придумывали сюжет, делали декорации, устраивали представления с музыкой… Всего этого я не смогла бы обеспечить им дома.Кроме того, в саду возникают различные сложные социальные ситуации. Например, моя дочь думала, что она лучшая певица, а на концерте петь доверили другой девочке. И воспитательница смогла объяснить моей дочери, что она очень важна в какой-то другой функции. Воспитание великодушия и благородства – это тоже очень важная часть образования. В идеале, семья и детский сад должны подходить друг другу, по английской поговорке, как рука и перчатка. — Вы проводили исследования среди детей с трехлетнего и до 18-летнего возраста. Можно ли было проследить влияние дошкольного образования на их успех в последующем обучении, вплоть до конца школы?— Действительно, дети, которые посещали хороший детский сад, лучше учились, вернее, лучше умели учиться.— Как результаты исследований повлияли на развитие дошкольного образования в Великобритании?— Правительство в течение десяти лет в три раза увеличило затраты на дошкольное образование в стране.— Как вы оцениваете влияние российских ученых на мировую науку в области развития детей и дошкольного образования?— Думаю, российская психология повлияла, в первую очередь, на европейскую науку, которая, на мой взгляд, глубже американской в теоретическом плане. Очень большое влияние оказали труды Льва Выготского, переводы его работ можно найти везде. Его мощные идеи о зоне ближайшего развития и роли игры для ребенка очень востребованы на Западе и сильно повлияли на развитие детской психологии.Интервью подготовлено в дни работы Двадцать первой международной конференции ECERS, которая прошла в Московском городском педагогическом университете 27-29 мая.
https://sn.ria.ru/20180214/1514558756.html
https://sn.ria.ru/20190226/1551343416.html
https://sn.ria.ru/20180330/1517613902.html
https://sn.ria.ru/20190516/1553520322.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155514/17/1555141792_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_23fb32dea4714817eb9c8a409c94eb54.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, сн_образование, социальный навигатор
Общество, СН_Образование, Социальный навигатор
Во многих семьях вопрос о необходимости отдавать ребенка в детский сад решен заранее. Маме нужно выходить на работу, и нет бабушки, готовой сидеть с внуком до школы. Но полезен ли сад ребенку? И каким он должен быть, чтобы в будущем ребенок был успешнее в школе и в жизни? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказала руководитель масштабного проекта "Эффективное дошкольное, начальное и среднее школьное образование" в Великобритании, известный психолог, профессор Оксфордского университета Кэти Сильва.
— Профессор Сильва, расскажите, пожалуйста, о вашем исследовании, посвященном эффективному дошкольному, начальному и среднему школьному образованию.
— Это исследование было инициировано правительством Великобритании в конце 1990-х. В то время существовал очень большой разброс в качестве и объеме дошкольного образования, которое получали дети в стране. Одни посещали частные детские сады, другие – государственные. Кто-то ходил в сад в течение одного года, кто-то – в течение двух лет, кто-то вообще был на домашнем обучении.
Правительство заинтересовалось эффективностью различных форм дошкольного образования. Для того чтобы решить эту задачу, на протяжении 17 лет мы исследовали три тысячи детей, которые к моменту начала исследования посещали 141 детский сад. Это были самые разные детские сады в различных регионах страны.
— Каковы основные результаты исследования?
— К нашему удивлению, мы обнаружили, что от дошкольного образования, которое мы начинаем с двухлетнего возраста, выигрывают все дети. Мы сомневались, получают ли от него пользу дети из обеспеченных семей – те, у кого дома большие библиотеки, планшеты и так далее. Но мы обнаружили, что дошкольное образование влияет на всех детей – на богатых, бедных, из сельской местности, из городов, из более успешных районов, из менее успешных, мигрантов, коренного населения, у кого английский язык родной и не родной. Получается, дошкольное образование вносит важный вклад в развитие детей.
Второй результат: качество дошкольного образования очень важно. Если дети посещают плохой детский сад, то это абсолютно неэффективно, они практически ничего от него не получают. Мы обнаружили, что в плохих детских садах дети могут играть со своими сверстниками и достаточно благополучно социально развиваться, но сад абсолютно не влияет на их интеллектуальное развитие и на их последующую академическую успешность.
Возможно, эта новость несколько разочаровала наше правительство, но детские сады должны быть, как минимум, среднего или хорошего качества, чтобы оказывать влияние не только на социальное развитие, но и на когнитивное развитие ребенка и его дальнейшие успехи в учебе.
— Какие инструменты оценки качества дошкольного образования вы использовали в своем исследовании?
— Мы использовали известную американскую методику ECERS ("Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях" – прим. ред.). Это очень хорошая методика, но каждая страна обладает культурным своеобразием и имеет свои предпочтения в дошкольном образовании. Поэтому для Великобритании мы расширили эту методику, создав дополнительные шкалы оценки в соответствии с ценностями британского дошкольного образования.
Мой учитель Джером Брунер (американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов – прим. ред.) учил меня, прежде всего, подходу к когнитивному развитию выдающегося швейцарского психолога Пиаже, но он также был очень большим поклонником подхода, который развивался в России Львом Выготским и его последователями.
Мои коллеги в Московском городском педагогическом университете глубоко понимают детское развитие и существенно важных для него вещей. Мне кажется, что им следует сделать подобное расширение методики ECERS для России. Вообще, должна сказать, что приезд в Россию для меня в этом смысле – как паломничество в Мекку для мусульманина.
— Вы сказали, что на успешность ребенка влияет его пребывание в хорошем детском саду. Какие отличить хороший детский сад от плохого?
— Первый совет – это посмотреть, как дети в саду играют. В Великобритании было создано электронное приложение, в котором размещены видео для родителей, в которых показывается, как играть с ребенком. Например, есть видео про "кухонный оркестр", там бабушка с внуком расставили разные кухонные принадлежности – металлические и деревянные ложки, дуршлаги, кастрюли – и играют на них, имитируя партии разных музыкальных инструментов.
Или, например, есть видео, где мама с ребенком сидят под столом, мама говорит: "Мы в Африке наблюдаем за дикими животными". Затем мама смотрит в воображаемый бинокль: "Смотри, лев выходит из кухни". Ребенок подхватывает игру и говорит: "А вон слон по лестнице спускается". Мама спрашивает: "Слон такой огромный, как же он сюда поместится?" Ребенок думает и отвечает: "Так ведь это слоненок".
В этом примере мы видим, как мама своим вопросом озадачила ребенка, а он сообразил, как в этой ситуации сформулировать адекватный ответ. Такая игра – своего рода интеллектуальная гимнастика. Важно, чтобы и в детских садах были игры такого типа.
— Может ли родитель успешно заниматься с ребенком в игровой форме дома, или детский сад – это принципиально важный элемент образования?
— Для детей образованных родителей детский сад и семья играют примерно равную роль. Для детей, которые растут в семьях с невысоким уровнем образования, детский сад имеет критически важное значение.
Приведу в пример своих собственных детей. Я думаю, что мой дом с образовательной точки зрения очень богатый, но в детском саду дети получали то, чего я им предоставить не могла. Они участвовали в подготовке кукольных спектаклей, придумывали сюжет, делали декорации, устраивали представления с музыкой… Всего этого я не смогла бы обеспечить им дома.
Кроме того, в саду возникают различные сложные социальные ситуации. Например, моя дочь думала, что она лучшая певица, а на концерте петь доверили другой девочке. И воспитательница смогла объяснить моей дочери, что она очень важна в какой-то другой функции. Воспитание великодушия и благородства – это тоже очень важная часть образования. В идеале, семья и детский сад должны подходить друг другу, по английской поговорке, как рука и перчатка.
— Вы проводили исследования среди детей с трехлетнего и до 18-летнего возраста. Можно ли было проследить влияние дошкольного образования на их успех в последующем обучении, вплоть до конца школы?
— Действительно, дети, которые посещали хороший детский сад, лучше учились, вернее, лучше умели учиться.
— Как результаты исследований повлияли на развитие дошкольного образования в Великобритании?
— Правительство в течение десяти лет в три раза увеличило затраты на дошкольное образование в стране.
— Как вы оцениваете влияние российских ученых на мировую науку в области развития детей и дошкольного образования?
— Думаю, российская психология повлияла, в первую очередь, на европейскую науку, которая, на мой взгляд, глубже американской в теоретическом плане. Очень большое влияние оказали труды Льва Выготского, переводы его работ можно найти везде. Его мощные идеи о зоне ближайшего развития и роли игры для ребенка очень востребованы на Западе и сильно повлияли на развитие детской психологии.
Интервью подготовлено в дни работы Двадцать первой международной конференции ECERS, которая прошла в Московском городском педагогическом университете 27-29 мая.