Специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) изучили особенности взаимодействия детей с гаджетами и другими компьютерными технологиями и предложили новые рекомендации по их использованию. Данные этого исследования опубликованы в научном журнале "Психологическая наука и образование".
"Сейчас есть тенденция встраивать компьютерные технологии в дошкольное образование без соответствующих исследований. Между тем именно в таком возрасте у детей формируются ключевые способности: речь, восприятие, познавательная активность, воображение, самосознание", — прокомментировала ситуацию РИА Новости один из авторов статьи, младший научный сотрудник Центра экспертизы игры и игрушек МГППУ Наталья Матушкина.
Результаты исследований на эту тему противоречивы: они доказывают как разрушительное, так и положительное влияние компьютерных технологий на психику детей. Помимо компьютера, на ребенка воздействует много факторов, учесть которые в одном исследовании почти невозможно.
В проведенном специалистами МГППУ исследовании дети выполняли задание по составлению разрезной картинки двумя разными вариантами — собирая части из реальной бумаги и на экране планшета.
Большую самостоятельность и в выборе плана действий, и в оценке их успешности показали дети, работавшие с бумагой. Напротив, задание на планшете многие выполняли методом проб и ошибок, меньше варьируя свои решения.
"А в электронной версии главным мотивом является реакция заранее заданной программы, ее поощрение (порицание), оставляющее ребенка пассивным исполнителем", — подчеркнула научный сотрудник.
По результатам исследования авторы рекомендуют приобщать ребенка к компьютеру максимально деликатно, не закладывать сверхценного отношения к играм и гаджетам и не использовать их как ежедневное поощрение.
Альтернативой специалисты МГППУ считают компьютерные игры-головоломки, их решение может способствовать полноценному познавательному развитию, при этом не вызывая зависимости.