Я для себя решила, что выяснять глубинную мотивацию человека нет смысла. Очень редко случается, что человеком движет одна единственная причина, по которой он становится волонтером. Добровольчество дает понимание того, что работа осмысленна, помощь востребована. Волонтеры получают удовлетворение от своей деятельности, даже если результат виден не сразу, — об этом надо помнить и иметь ресурс не бросить свою работу в самом начале.
Бывает, что ко мне обращаются люди, чьи профессиональные навыки могли бы нам пригодиться, но сам человек хочет заниматься чем-либо иным. Например, юрист хочет стать волонтером в команде "Быть рядом", чтобы непосредственно общаться с детьми, а оказывать юридическую помощь не желает совсем. Я не стараюсь человека переубедить, потому что одно из главных правил моей работы — привлекать людей к той деятельности, которой им действительно хочется заниматься.
Видела людей, которые приходили на встречи для потенциальных волонтеров, чтобы удостовериться в том, что есть те, которые хотят помогать бескорыстно. Они не собирались быть волонтерами, а скорее "прощупывали почву". Возможно, в будущем они придут к нам в фонд или будут жертвовать на одну из наших программ.
Был как-то раз у нас на встрече мужчина. В Москве проездом. Еще до встречи он сказал, что у него было сложное детство. Но тогда я не совсем поняла, зачем он пришел: времени и возможности для помощи у него не было. Со встречи он ушел очень довольный. Возможно, ему стало легче от осознания того, что есть люди, которые помогают детям в ситуациях, сходных с той, которая была у него.
Волонтерская структура выстроена, со своей субординацией, с определенными правилами поведения в больницах и детских домах. Сложности начинают возникать, когда человек считает, что работа добровольцем предполагает полную свободу действий. Очень важное качество для волонтера — умение работать в команде.
Есть работа и для индивидуалистов — это pro bono и волонтерская занятость, где требуется работа одного человека, как правило, различные административные вакансии.
Кроме того, есть возможность помогать время от времени транспортом или выполнять разовые просьбы, раздавать листовки на акциях. Такая помощь очень востребована. На волонтере, который выбрал такой вид помощи, лежит ответственность только за конкретное дело, которое он обещал выполнить.
Есть и постоянные волонтерские "должности": ухаживать за детьми в больницах, помогать детям в детских домах, помогать кровным семьям с детьми, и семьям, которые приняли детей с особенностями развития, взять шефство над ребенком, который тяжело болен. Чтобы стать волонтером этих проектов, нужно пройти собеседование с психологом, а также посетить вводные семинары для понимания целей и принципов работы.
Часто люди, которые хотят усыновить ребенка, думают, что смогут найти "своего" ребенка в больнице и позже оформят над ним опеку. Думая так, они идут волонтерами в больницу и сосредоточены в первую очередь именно на том, чтобы найти. Кроме того, далеко не у каждого ребенка есть соответствующий статус и не факт, что именно в этом отделении будущий приемный родитель найдет ребенка, который соответствует его представлениям.
Мне часто задают вопрос о возрасте волонтеров. Есть только одно требование — чтобы человек был совершеннолетним. Бывает, что на акциях в гипермаркетах нам помогают дети. В таком случае с ними обязательно должен быть родитель или сопровождающий. Как-то на акцию фонда в гипермаркет учительница привела свой класс, и дети отлично справились с раздачей листовок. Оказалось, женщина узнала об акции фонда, рассказала своим ученикам на уроке и с согласия родителей привела их на акцию в выходной день.
Люди все чаще интересуются тем, как приобщить ребенка к благотворительности, куда можно направить детей. Мне кажется, что детей к благотворительности нужно подводить постепенно и никогда на них не давить. Личный пример заразителен. То, что считается нормой в семье, то, скорее всего, и будет нормой для ребенка во взрослой жизни. Маленьких детей можно водить на благотворительные ярмарки и базары. Там, как правило, много творческих и познавательных занятий. Попутно дети узнают о благотворительных фондах, о том, что кому-то нужна помощь, видят позитивных людей и привыкают к тому, что помогать — это нормально. Детей постарше можно брать на благотворительные акции в качестве участников.
Хочется отдельно отметить, что обычно волонтерами не становятся спонтанно. Возможно, были жизненные ситуации, пережив которые человек решил помогать детям, людям с особенностями развития, старикам или животным, у него возникает желание что-то сделать, изменить. Всегда есть личная предрасположенность к работе в той или иной социальной сфере.
Ближайшее мероприятие фонда — Второй благотворительный фестиваль "Плюшки-ватрушки" состоится 23 марта. Если вы хотите попробовать себя в волонтерстве, обращайтесь к Галине Александровской — 8 916 856 63 58, anketa@otkazniki.ru