Рейтинг@Mail.ru
Ребенок в беде: откуда берутся "дети-маугли" и как им помочь - РИА Новости, 02.04.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ребенок в беде: откуда берутся "дети-маугли" и как им помочь

Читать ria.ru в
Дети, которые пострадали из-за пренебрежения родителями своими обязанностями по уходу и воспитанию, регулярно попадают в поле внимания общественности. У людей возникает много вопросов: как так получилось, что происходит с ребенком в таких условиях и можно ли ему как-то помочь? Точка зрения психологов на эти сложные проблемы – в нашем материале.
Пятилетнюю девочку, найденную 10 марта 2019 года в захламленной квартире на Ленинградском шоссе, в обсуждениях в интернете и СМИ практически сразу стали называть "маугли" из-за того, что у ребенка отмечались проблемы с общением и первоначально отсутствовала речь. Однако обследовав девочку, врачи пришли к выводу, что термин применять к ней было бы неправильно.
"Я бы не употреблял этот термин. Это такое клише, которое прицепится к ней на всю жизнь. Это дополнительная психологическая травма, учитывая, что девочка потом попадет дальше в социум", ‒ сказал главный врач московской детской клинической больницы имени Башляевой Исмаил Османов журналистам, отметив, что ярлык "маугли" может навредить ребенку в будущем.
Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова а международном форуме по кибербезопасности Cyber Security Forum 2019. 14 февраля 2019
Кузнецова рассказала о возможной дальнейшей судьбе девочки-маугли
Османов также отметил, что спустя неделю после обнаружения девочки, при активной работе с докторами и психологами она начала говорить отдельные слова, узнавать животных на картинке, героев из мультфильмов. "Говорит очень осторожно и шепотом, такое ощущение, что боится, чтобы посторонние не услышали", ‒ сказал Османов.
Доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Варвара Делибалт рассказала РИА Новости, что девочка, судя по информации в СМИ, долгое время находилась в условиях депривации, то есть лишения удовлетворения своих базовых потребностей (в том числе в заботе, любви, принятии), которая оказывает зачастую очень неблагоприятное воздействие на развитие, может приводить к задержкам или серьезному отставанию.

Что делать?

Психолог отметила, что для полного прояснения ситуации с состоянием девочки с ней должна работать команда специалистов: прежде всего это врач-педиатр, психологи (прежде всего клинические – патопсихолог и нейропсихолог), дефектолог и логопед.
"Диагностический этап нужен, чтобы определить индивидуально-психологические особенности, сформированные и несформированные стороны психической деятельности и выделить мишени коррекционно-развивающей, психотерапевтической и реабилитационной работы с девочкой. Более того, необходимо провести анализ ситуации: с рождения ли ребенок находился в условиях депривации или нет", ‒ сказала она.
Помимо работы с ребенком, как рассказала психолог, необходимо также провести обследование матери девочки.
"В отношении матери ребенка, скорее всего, будет назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, поскольку также важно определить ее психическое состояние и способность правильно оценивать ситуацию, связанную с воспитанием ребенка", ‒ добавила Делибалт.
В настоящее время мать девочки заключена под стражу, возбуждено дело по статье "Покушение на убийство".
Мать, оставившая ребенка одного в квартире в Москве
Суд признал законным арест матери девочки, брошенной в квартире в Москве

Можно ли помочь?

Дети, попавшие в сложные жизненные условия, часто страдают от разного рода психологических проблем или отстают в развитии от своих сверстников. Можно ли им помочь и от чего будет зависеть эффективность лечения? Каждый случай индивидуален, считает психолог Варвара Делибалт, но успех лечения во многом зависит от того, насколько рано ребенок был оторван от общества детей и взрослых и как долго он находился в таких опасных условиях.
"Если до депривации у ребенка были сформированы те или иные навыки, то прогноз более благоприятный. Но, с другой стороны, чем старше ребенок и чем дольше он находился в депривированных условиях, тем кропотливее и длительнее требуется комплексная работа специалистов, которая может не всегда приводить к полному восстановлению тех или иных функций и формированию навыков", ‒ рассказала она.
Психолог особо подчеркнула, что каждый такой случай требует безотлагательной помощи и максимальных усилий специалистов.
Детство – это особо значимый в жизни человека период, потому что именно в это время закладываются все основные умения и навыки, которые позволят ему реализоваться в жизни. Как отметила Варвара Делибалт, в детской психологии есть такой термин "сензитивный период", он означает чувствительность ребенка к воспитанию в определенные возрастные периоды.
"Например, для развития и формирования речи таким чувствительным периодом является ранний возраст от одного года до трех лет. Другие возрасты также отличаются собственной сензитивностью. Более того, для полноценного развития ребенка требуется создание условий, в которых он может осуществлять различную деятельность, способствующую его развитию. Такая деятельность (у младенцев ‒ непосредственно эмоциональное общение с матерью, у детей раннего возраста – предметная деятельность, у дошкольников – сюжетно-ролевая игра) стимулирует созревание и усложнение нейронных связей в головном мозге и способствует качественным преобразованиям психики ребенка", ‒ рассказала психолог.
Детский омбудсмен Анна Кузнецова навестила в социальном учреждении пятилетнюю девочку, найденную в замусоренной квартире
Кузнецова навестила девочку, найденную ранее в московской квартире
Это только подтверждает точку зрения о том, что органам опеки стоит вмешиваться в ситуацию в неблагополучных семьях как можно раньше, пока изменения в психике ребенка на стали необратимыми.
Сейчас найденная в замусоренной квартире девочка находится в социальном центре, с нею занимаются психолог, логопед, педагоги. Как сообщила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, которая навещает ребенка, девочка быстро учится и открыта для всего нового. "Когда я пришла, Люба меня сразу узнала. Она легко идет на контакт, улыбка не сходит с ее лица", ‒ сказала Кузнецова.
Для нормального психического развития неврологически благополучного ребенка, как подчеркивает Варвара Делибалт, необходимо полноценное общение с ближайшим окружением. Вопрос с устройством в семью найденной в Москве девочки будет решаться органами опеки и попечительства, но в ближайшее время она по-прежнему будет находиться в социальном учреждении.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала