Рейтинг@Mail.ru
Равнодушие ребенка к происходящему может говорить о насилии в семье - РИА Новости, 19.07.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Равнодушие ребенка к происходящему может говорить о насилии в семье

Читать ria.ru в
Изможденный внешний вид, неопрятная одежда, безразличие к происходящему вокруг или, наоборот, повышенная активность могут свидетельствовать о том, что ребенок испытывает физические и эмоциональные угрозы со стороны родителей, одни из немногих, кто может от этого защитить детей - органы опеки, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

МОСКВА, 19 июл - РИА Новости. Изможденный внешний вид, неопрятная одежда, безразличие к происходящему вокруг или, наоборот, повышенная активность могут свидетельствовать о том, что ребенок испытывает физические и эмоциональные угрозы со стороны родителей, одни из немногих, кто может от этого защитить детей - органы опеки, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Семейная угроза

Доцент кафедры возрастной психологии МГУ имени Ломоносова Елена Захарова считает, что детская апатия, безразличие, угнетённость, могут служить признаками жестокого обращения со стороны родителей.

"Может проявляться ответное агрессивное поведение, поскольку зло рождает зло. Это немотивированные резкие реакции, когда на обращение, которое не содержит в себе угрозы, ребёнок отвечает испугом или агрессией - это неблагополучные симптомы. Также безразличие к себе, к своему внешнему виду, к еде, к игрушкам, интересным вещам - поскольку отношение к себе является отражённым отношением других людей", - сказала РИА Новости Захарова.

Однако, по словам психолога, бывают случаи, когда со стороны ничего не заметно, ребёнок просто замыкается в себе. "Жестокое отношение родителей рождает внутреннее переживание, которое делает ребенка не чувствительным к внешним обстоятельствам, он весь сосредоточен на внутреннем мире, и не так живо реагирует на то, что происходит вокруг, он безучастен", - отмечает эксперт.

В тоже время психолог напомнила, что следует учитывать и возраст ребенка. Дошкольник больше показывает свои переживания, может быть плаксивыми и капризными, а школьник уже не будет на людях проявлять своим эмоции, считает психолог.

"Если ребенок подвергается физическому насилию, то у него чаще всего запуганный вид, возможно, синяки или другие травмы", - считает руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева.

По мнению руководителя лаборатории Института психолого-педагогических проблем детства Елены Вроно, присматриваться к тому, как ребёнок себя ведёт лучше педагогам и воспитателям. Ребёнок в редких случаях будет жаловаться на родителей, но на его поведении родительская жесткость отразится, и оно обязательно поменяется, предупреждает эксперт.

"Если это физическое насилие, то признаками являются синяки и специфические травмы, которые наносятся, очевидно, более сильным. Дети дерутся, но за уши они друг друга не таскают, и следов каблуков не остаётся от драк детей", - отметила Вроно.

Чужая семья - потемки

По мнению психологов, понять, какое отношение к ребенку в семье, наблюдая за поведением родителей, сложнее. "Взрослый человек знает, как вести себя в обществе и не будет на глазах других людей проявлять к ребёнку жестокость или безразличие. Только близкие люди это видят", - полагает Захарова.

Дозорцева отметила, что исхудавший вид и плохая одежда могут также быть признаками того, что у семьи просто сложное материальное положение.

По мнению руководителя лаборатории Института психолого-педагогических проблем детства, чем больше семья закрыта, а родители не хотят разговаривать о своих проблемах, тем больше вероятность того, что там что-то происходит неладное, причем, часто такая семья внешне выглядит вполне благополучной.

"Семья очевидно не благополучная, где пьющие или асоциальные родители, и без того привлекает к себе внимание. А семья, которая выглядит благополучной, которая стремится соблюдать социальные нормы и требует этого же от ребёнка, и в этих требованиях прибегает к чему угодно вплоть до насилия. Такую семью распознать труднее", - отметила Вроно.

В поисках защиты

Ни один голодный, плачущий, оборванный, грязный ребенок, у которого есть следы побоев, не может оставаться вне зоны внимания общества, считает уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.

"Мы все видим таких детей. Надо подойти и спросить: "Малыш, ты откуда, кто твои родители, чем тебя обидели, кто тебя обидел?". Это нормальные вопросы, которые задаются в любом цивилизованном обществе", - сказал РИА Новости омбудсмен. Защитить ребенка от родительской жестокости могут органы опеки, считает уполномоченный.

"Но здесь возникает другая дилемма: решиться заявить на соседей или лучше отмолчаться, чтобы не попадать в разряд заявителей. Из-за советского прошлого у нас негативное отношение к таким заявителям, но нигде этого нет. В любом другом обществе - в Европе, Америке - это нормально. Органы опеки придут, объективно посмотрят, может там никто никого не обижает, может ребенок сам себя повредил", - отметил Астахов.

Психологи разделяют мнение уполномоченного. Увидев ссадины или побои на ребенке, не стоит делать скоропалительных выводов, лучше для начала выяснить причины, считает Дозорцева.

"Если оказывается, что проблемы именно в семейной сфере, то нужно обращаться в органы опеки и принимать решительные меры, но только если есть серьёзные основания. Причём, речь должна идти не о том, что ребёнка надо срочно изъять из семьи, а о том, чтобы оказать помощь семье. Для этого нужны квалифицированные психологи и специалисты, но многое будет зависеть от того, насколько родители готовы к сотрудничеству", - отметила Дозорцева.

В свою очередь руководитель лаборатории Института психолого-педагогических проблем детства считает, что в нашей стране пока нет специалистов и организаций способных помочь детям, которые подвергаются насилию в семье.

"Социальные работники в принципе должны этим заниматься, но делают это не всегда. Если дети постарше, то, как ни странно, оказывается полезной инспекция по делам несовершеннолетних", - отмечает Вроно.

Однако, по ее мнению, можно обратиться в общественные организации, которые занимаются детскими проблемами или позвонить на телефон доверия.

"Прежде всего, нужно обращаться в социальные службы, чтобы привлечь внимание к ситуации. В психологические службы можно и нужно обращаться, но у них нет права вмешиваться в дела семьи. Юридически мы можем требовать защиты прав ребёнка от постороннего человека, а вот родитель обладает полным правом делать всё, что хочет, поэтому больше всего ребёнок не защищён перед родителями", - считает Захарова.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала