Рейтинг@Mail.ru
Дети под колпаком: как им расти в обстановке повышенной тревожности - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дети под колпаком: как им расти в обстановке повышенной тревожности

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкДети под колпаком: как им расти в обстановке повышенной тревожности
Дети под колпаком: как им расти в обстановке повышенной тревожности
Читать ria.ru в
Каждый день появляются страшные новости: дети пропадают, становятся жертвами преступников, пьяных водителей или погибают от обычной халатности и равнодушия. В ответ на угрозу, исходящую от внешнего мира, родители стараются от этого мира детей полностью оградить.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

Каждый день появляются страшные новости: дети пропадают, становятся жертвами преступников, пьяных водителей или погибают от обычной халатности и равнодушия. В ответ на угрозу, исходящую от внешнего мира, родители стараются от этого мира детей полностью оградить.

В России появился новый социальный тип - "лабораторные дети". Именно так называют психологи подрастающее поколение. Нынешние дети узнают город из окна автомобиля, не умеют самостоятельно перейти дорогу, не знают, где ближайшая булочная и не сбиваются в дворовые компании. Родители не то чтобы в восторге. Но говорят: иначе нельзя, жить стало страшно.

Стала ли наша жизнь опаснее в последние годы или повышенная тревожность излишняя ? А главное, смогут ли дети, выросшие под усиленной, непрестанной опекой, выжить в этом жестком, требующем постоянного напряжения, мире?

Страшные времена

Жизнь моего шестилетнего сына выглядит так: рано утром мы выходим из дома, садимся в машину и едем в детский сад. Убедившись, что это свои, охранник открывает ворота и сразу закрывает - и правильно, вокруг полно психов. Почти каждый день с детьми, судя по новостям, случается что-то страшное.

В выходные мы вместе гуляем во дворе или вместе ходим в гости к друзьям. Так живут почти все знакомые мне московские дети, в шесть, и в десять, а некоторые и в 16 лет. Почти все известные мне родители с ностальгией вспоминают свое свободное детство: как они бегали целый день по улице, с первого класса ходили в школу с привязанным на ленточку ключом, потому что мама вернется домой поздно вечером, а надо разогреть обед и сделать уроки, и ездили через весь город в спортивную секцию. "Но сейчас совсем другое время, - рассуждают эти родители. - Я ни за что не оставлю ребенка одного, потому что, если его не украдет педофил, то наверняка собьет машина".

А вот мой папа, например, родился перед войной и рос на оккупированной немцами территории, а в школу ходил один через лес, за 10 километров. Сегодня, гуляя с внуками по центру города, он крепко держит их за руку. Он тоже считает, что наступили "страшные времена".

"Родители вынуждены сегодня усиленно охранять своих детей и бояться за их безопасность, - считает заведующая лабораторией психологии развития Института психологии РАН Елена Сергиенко, - это спровоцировано реальными вызовами современной жизни, повсеместно опасной средой". Нельзя отпускать детей во двор - там действительно носятся машины и пропажа детей - это не выдумки.

Психолог уверена, что постоянная забота о безопасности ребенка - это не только не чрезмерная бдительность нынешних родителей, но их непосредственный долг, который было бы неплохо закрепить законодательно. Как это, например, практикуется в Америке, где родители могут лишиться своих прав, если ребенок до 14 лет останется один дольше, чем на несколько часов.

Но есть и другие мнения. "Страшные времена" - выдумка журналистов, результат смакования в СМИ криминальных историй, считает Борис Альтшулер , председатель правления общественной организации "Право ребенка". "Сейчас ситуация на улице не более опасная, чем это было в начале 1990-х, например, рисков не стало больше". Однако и он уверен, что чрезмерная тревожность родителей - это вполне естественная реакция на внешние обстоятельства. " В обществе есть острое чувства незащищенности. Ее порождает глобальная неустроенность, отсутствие системы правопорядка", - говорит эксперт.

Общество, которое не хочет взрослеть

В современной жизни действительно появились новые, ранее неизвестные опасности: терроризм, детская порнография, наркотики, с этим предыдущие поколения не сталкивались, - говорит Марина Аромштам, педагог, главный редактор сайта для родителей, кандидат педагогических наук. Но общее чувство тревожности, которое очевидно доминирует в нашем обществе, не связано напрямую с реальной опасностью, считает она. Скорее, оно вызвано общими веяниями времени, изменениями в устройстве семьи, а также психологическими особенностями современных детей.

"Когда я росла, в 1960-е годы, у нас царило всеобщее воодушевление, все вокруг казалось безопасным и мирным, особенно после войны, которую пережили наши родители. Но нельзя сказать, что в нашем детстве не было никаких проблем: воровство, дворовые банды, разборки район на район, все это было. Улица не была усыпана сахаром, как теперь может показаться", - вспоминает Марина Аромштам. Однако, как говорит педагог, у тех родителей не было особого выбора: и папы, и мамы работали по шесть дней в неделю, продленок тогда никаких не было, институт нянь и домработниц отсутствовал.

Еще одна причина, уже общемировая - роль личности, ценность отдельного человека, его жизни и безопасности очень возросла в современном цивилизованном обществе. "Тут надо понимать, что обостренная забота о своем ребенке исходит не от того, что раньше в семьях было по 10 детей, так их, вроде бы не жалко, а теперь по одному-два. Вырастить ребенка стало сегодня значительно сложнее. Долго и дорого обходится образование, которое бы обеспечило ему достойное место в обществе".

Психологи сейчас отмечают тенденцию к инфантилизации человечества, отсрочке взросления. "И это естественно, - считает Марина Аромштам. - Самостоятельным человек становится только после того, как он выучится. А сейчас этот процесс длится довольно долго".

Профессор Елена Сергиенко соглашается с тем, что есть возрастные особенности, которые проявляются, вне зависимости от тех или иных условий.

"Младший подросток, ребенок до 14 лет, просто еще внутренне не готов осуществлять свою безопасность, он не может еще самостоятельно контролировать свое поведение, сосредотачиваться на решении проблемы, концентрировать внимание", - поясняет Елена Сергиенко. При этом задача семьи и школы - до этого возраста научить ребенка культуре личной безопасности: и физической, и психологической, считает психолог. Но использовать эти навыки человек может только тогда, когда внутренне созреет для этого.

Из лаборатории - в жизнь

В школе, куда в сентябре пойдет мой ребенок, перед родителями будущих первоклассников выступала школьный психолог. Она рекомендовала не загружать в оставшиеся месяцы детей занятиями: умение читать и писать не поможет им, когда они придут в школу.

Гораздо полезнее, сказала она, отвезти ребенка летом в безопасное место и создать условия, похожие на те, в которых мы выросли сами. Хотя бы иллюзию. Ну, пусть он один дойдет до соседнего дома или купит хлеба в магазине. Навыки, которые в нормальной ситуации развиваются естественным ходом, у наших "лабораторных" детей приходится тренировать искусственно.

"Конечно, дети, выращенные в новых условиях, развиваются по-другому. Изменилось все: среда, контекст, семья, сами дети. И это требует серьезного научного исследования, сбора информации и анализа", - говорит заведующая кафедрой психического развития Института психологии РАН Елена Сергиенко. Пока все, что мы можем делать - это беречь наших детей.

"Но я смотрю в будущее с оптимизмом. Человек научился справляться со многими вызовами. Мы научились выживать в безумно скученном пространстве, среди машин и других опасностей. Здоровья нам и нашим детям это не прибавляет, но возможности человека неисчерпаемы".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала